Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………
3
Цель, задачи программы ………………………………………………………………………………………………..
5
Содержание программы ………………………………………………………………………………………………... 5
Планируемые результаты ………………………………………………………………………………………………
8
Условия реализации программы ...............................…………………………………………………………………
8
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ……………………………………………………………….
9
Список литературы ……………………………………………………………………………………………………..
9
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы:
- по содержанию – социально-педагогическая;
- по функциональному назначению – общеразвивающая;
- по форме организации – индивидуальная;
- по времени реализации – 1 годичная.
Вид программы: авторская.
Актуальность программы.
Исследования коррекционных педагогов, многолетний опыт логопедов – практиков показывает, что количество детей, имеющих
отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 3-7 лет, не овладевшие в нормативные
сроки звуковой стороной речи. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Они не готовы к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в
коллективе и самостоятельно думать, стремиться узнавать новое.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку
необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются,
становятся стойкими.
Педагогическая целесообразность.
Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью
специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на
специально организованных индивидуальных занятиях.
Отличительные особенности данной программы.
Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических
способностей, а также приобщение к миру искусства.
Занятия проходят с учетом возможностей, способностей, интересов и потребностей детей, инициативность поощряется.
3
Программа предполагает возможность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их
индивидуальных особенностей и особенностей психофизического развития при условии отсутствия медицинских
противопоказаний.
Содержание программы учитывает интересы и мнения детей и родителей (законных представителей) воспитанников.
Адресат: дети, достигшие 3-х лет.
Режим занятий:
Группа
1 модуль
2 модуль
Кол-во занятий в
неделю
1
2
Кол-во недель
занятий
36
36
Общее кол-во
занятий
36
72
Продолжительность
занятия
20
20
Объем программы: 72 учебных часа
Срок освоения программы: 1 год
Срок освоения модуля: 9 месяцев
Уровневость образовательной программы: не предусмотрена.
Формы занятий:
• По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, групповая.
• По особенности коммуникативного взаимодействия педагога и детей: беседа, творческая работа, практические упражнения.
• По дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по углублению знаний и закреплению навыков,
комбинированная форма занятий.
Виды занятий: беседы, практические занятия, тренинги.
Формы подведения результатов: беседы, открытые занятия.
4
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: коррекция нарушения звукопроизношения и развитие фонематических процессов, осуществление своевременного и полноценного
личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой
школы, обусловленных недоразвитием речевой системы.
Программа предусматривает реализацию образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Образовательные задачи:
Формировать правильный артикуляционный уклад
Формировать навыки правильного произношения звуков в слогах, словах , фразах
Формировать навыки дифференциации звуков речи
Развивающие задачи:
Развитие речевого дыхания
Развитие у детей основных движений органов артикуляционного аппарата посредством специально подобраных упражнений
Развитие фонематического восприятия
Развитие мелкой моторики рук
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей коммуникативные навыки
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план:
1 модуль
№ п/п
1.
2.
Раздел
Всего
2
8
Логопедическое обследование речи детей
Осуществление подготовительного этапа коррекционной
работы
5
Количество академических часов
Теория
Практика
0
2
0
8
Формирование произносительныхумений и навыков
Совершенствование фонематического восприятия и навыков
звукового анализа и синтеза параллельно с работой по коррекции
звукопроизношения
Итого:
3.
4.
20
6
0
0
20
6
36
0
36
2 модуль
№ п/п
1.
2.
3.
4.
Раздел
Логопедическое обследование речи детей
Осуществление подготовительного этапа коррекционной
работы
Формирование произносительныхумений и навыков
Совершенствование фонематического восприятия и навыков
звукового анализа и синтеза параллельно с работой по коррекции
звукопроизношения
Итого:
Всего
4
16
Количество академических часов
Теория
Практика
0
4
0
16
40
12
0
0
40
12
72
0
72
Содержание учебного (тематического) плана:
1 модуль
Раздел 1. Логопедическое обследование речи детей
Практика: выполнение диагностических заданий
Раздел 2. Осуществление подготовительного этапа коррекционной работы
Практика: развитие слухового внимания, фонематического восприятия, развитие артикуляционной моторики, развитие моторных
функций
Промежуточная диагностика
Раздел 3. Формирование произносительных умений и навыков
6
Практика: постановка звуков, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, стихах, дифференциация звуков, сходных
артикуляционно и акустически, формирование практических умений и навыков пользования фонетически чистой, лексически развитой и
грамматически правильной речью.
Промежуточная диагностика
Раздел 4. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с работой по коррекции
звукопроизношения
Практика: работа над развитием подвижности артикуляционного аппарата, развитие фонематического восприятия, развитие
фонематического восприятия (различение звуков по длительности звучания), развитие общей моторики.
Промежуточная диагностика
2 модуль
Раздел 1. Логопедическое обследование речи детей
Практика: выполнение диагностических заданий
Раздел 2. Осуществление подготовительного этапа коррекционной работы
Практика: развитие слухового внимания, фонематического восприятия, развитие артикуляционной моторики, развитие моторных
функций
Промежуточная диагностика
Раздел 3. Формирование произносительных умений и навыков
Практика: постановка звуков, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, стихах, дифференциация звуков, сходных
артикуляционно и акустически, формирование практических умений и навыков пользования фонетически чистой, лексически развитой и
грамматически правильной речью.
Промежуточная диагностика
Раздел 4. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с работой по коррекции
звукопроизношения
Практика: работа над развитием подвижности артикуляционного аппарата, развитие фонематического восприятия, развитие
фонематического восприятия (различение звуков по длительности звучания), развитие общей моторики.
Промежуточная диагностика
7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате логопедической работы ребенок овладеет:
правильной артикуляцией всех звуков речи в различных фонетических позициях и формах речи;
научится четко дифференцировать все изученные звуки;
научится находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
навыками составления рассказа по картинке.
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
владеть навыками диалогической и монологической речи;
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
использовать в спонтанном обращении слова различных лексико- грамматических категорий (существительных, глаголов,
наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навыками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать,
делать выводы, рассуждать, доказывать);
владеть элементарными графическими навыками;
уметь хорошо ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально техническое обеспечение / информационное обеспечение / методическое обеспечение:
Кабинет оснащен всем необходимым для проведения коррекционной работы. Для формирования правильного звукопроизношения,
подобран иллюстративный материал предметных и сюжетных картин, дидактические и настольно – печатные игры, схемы – модели, книги
художественной и развивающей литературы и т.д. Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики подобраны игрушки –
помощники, опорные схемы на группы звуков. Для развития слухового и зрительного восприятия создана сенсорная зона, где подобраны
игрушки и пособия, в том числе и для самостоятельной деятельности детей. Кроме того, в кабинете есть наборы муляжей, крупные и мелкие
игрушки, конструкторы, мозаики, настольно – печатные игры – пазлы, матрешки, сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания
сказок.
Кадровое обеспечение: учитель-логопед – Филиппова Екатерина Николаевна, высшее образование, высшая КК
8
учитель-логопед - Чезганова Виктория Владимировна, высшее образование, первая КК
учитель-логопед - Бронникова Анна Игоревна, высшее образование, первая КК
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ / КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для определения результативности развития ребенка используются открытые занятия для педагогического коллектива и родителей
Обследование дошкольников проводится с использованием методик Иншаковой О.Б.. . Альбом для логопеда Москва Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС 1998
Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту речевого развития ребенка В ходе обследования изучаются
следующие компоненты речевой системы:
Обследование звукопроизношения, обследование артикуляционной моторики, обследование строения артикуляционного аппарата,
обследование фонематического восприятия.
В таблицах обследования фиксируется характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искажѐнное произнесение
(носовое, смягчѐнное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).
Результаты обследования отражают:
форму нарушенного произношения (при изолированном произнесении): отсутствует, заменяется, искажается; положение нарушенного
звука: в начале, в середине, в конце слова; наличие синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц и крыльев носа во время
артикуляции.
По результатам обследования всех звуков определяется уровень нарушенного звукопроизношения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010;
Гурин Ю. В. Развиваем речь: веселые чистоговорки и логопедические игры. Издательский дом «Литера». 2006;
Зуева Л. Н. , Костылева Н. Ю. , Соломенко О. П. Логопедия для дошкольников.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2001;
Иншакова О. Б. Альбом для логопеда – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005;
Коноваленко В. В. , Коноваленко С. В. Автоматизация звуков у детей: комплект из четырех альбомов – М.: Издательство ГНОМ и Д,
2007;
6. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг!: Практической пособие для влогопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Граф,
2008;
9
1.
2.
3.
4.
5.
7. Логопедия. Под ред. Волковой Л. С. М «Просвещение», 2007;
8. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей и родителей. - Мозаика – Синтез, 2006;
9. Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи (Логопедическая тетрадь). Пособие для воспитателей детских садов, логопедов,
родителей – Ярославль: Академия развития, 2006;
10. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1980.
10