Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………
3
Цель, задачи программы ………………………………………………………………………………………………..
5
Содержание программы ………………………………………………………………………………………………... 6
Планируемые результаты ………………………………………………………………………………………………
11
Условия реализации программы ...............................…………………………………………………………………
12
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ……………………………………………………………….
13
Список литературы ……………………………………………………………………………………………………..
14
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы:
- по содержанию - художественная;
- по функциональному назначению – общеразвивающая;
- по форме организации – групповая;
- по времени реализации – 4-х годичная.
Вид программы: авторская
Актуальность программы.
В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности хореографическому.
Танцевальное искусство в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных
факторов в формировании гармонически развитой, духовно развитой личности.
Причинами создания этой программы явились высокий интерес детей к танцевальной деятельности, возможность раскрытия
творческого потенциала каждого ребенка в процессе дополнительных занятий танцами, а так же запрос родителей.
Педагогическая целесообразность.
Танцевальное искусство, оно доступно всем. Десятки тысяч детей принимают участие в работе хореографических кружков, бальных
студий. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию дети приобретают общую эстетическую и
танцевальную культуру. Развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического
искусства. Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление детей с классическим балетом, современной музыкой,
источниками танцевальной культурой, самобытностью национальных танцев, связанных с жизненным укладом народов, их красочными
костюмами, образами народной поэзии, музыкально-ритмическим укладом мелодии. Музыкально - ритмические движения являются
синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и
музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. В комплексе ритмических
упражнений швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного
движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением.
3
Отличительные особенности программы:
• Содержание программы учитывает интересы и мнения детей и родителей (законных представителей) воспитанников.
• Совместное творчество педагога и детей в процессе постановки танцевальных композиций (педагог предлагает идею танца, сюжет,
детали и движения придумываются совместно исходя из интересов, возможностей и способностей детей), что способствует
повышению творческой инициативы у детей. Инициативность детей поощряется.
• Программа предполагает возможность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их
индивидуальных особенностей и особенностей психофизического развития при условии отсутствия медицинских
противопоказаний.
• Сюжетное содержание танцев позволяет более полно творчески самореализоваться.
• Разнообразный жанровый и стилевой материал.
• Цикличность освоения материала.
Адресат: дети, достигшие 3-х лет.
Режим занятий:
Группа
Кол-во занятий в
неделю
1 модуль
1
(дети 3-4 лет)
2 модуль
1
(дети 4-5 лет)
3 модуль
2
(дети 5-6 лет)
4 модуль
2
(дети 6-7 лет)
Кол-во недель
занятий
36
Общее кол-во
занятий
36
Продолжительность
занятия
15
Кол-во человек в
группе
18
36
36
20
18
36
72
25
18
36
72
30
18
Объем программы: 216 учебных часа
Срок освоения программы: 4 года
4
Срок освоения модуля: 9 месяцев
Уровневость образовательной программы: не предусмотрена.
Форма занятий:
• По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.
• По особенности коммуникативного взаимодействия педагога и детей: практикум, концерт, конкурс, отчетный концерт
• По дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по закреплению навыков, комбинированная форма
занятий.
Виды занятий: беседы, практические занятия, мастер-классы, тренинги.
Формы подведения результатов: беседы, творческие отчеты, открытые занятия.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: развитие артистичности, внутренней свободы, раскрытие творческого потенциала ребенка средствами музыкальноритмических и танцевальных движений.
Программа предусматривает реализацию образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Образовательные задачи:
• учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером
музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
• учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие
музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и
т. д.);
Развивающие задачи:
• развивать творческое воображение и фантазию;- развивать эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в танце;
5
• развивать способность импровизировать;
• развивать двигательные навыки, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
• развивать гибкость, ловкость, пластичность;
• формировать правильную осанку, красивую походку;
Воспитательные задачи:
• воспитывать нравственно-коммуникативные качества, чувство такта и взаимоуважения;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план:
Дети 3-5 лет
№
п/п
Разделы
1. Мониторинг: вводный и заключительный, в т.ч.
отчетный концерт
2. Русский народный танец
3. Танцы народов мира
4. Современный танец
5. Историко-бытовой танец.
Итого:
Количество академических часов
Всего
Теория
Практика
4
0
4
Формы аттестации/контроля
творческие отчеты
8
0
8
открытые занятия
8
8
8
0
0
0
8
8
8
36 а.ч.
творческие отчеты
открытые занятия
творческие отчеты
Дети 5-7 лет
6
№
п/п
Разделы
1. Мониторинг: вводный и заключительный, в т.ч.
отчетный концерт
2. Русский народный танец
3. Танцы народов мира
4. Современный танец
5. Историко-бытовой танец.
Итого:
Количество академических часов
Всего
Теория
Практика
4
0
4
Формы аттестации/контроля
открытые занятия
17
0
17
творческие отчеты
17
17
17
0
0
0
17
17
17
72 а.ч.
открытые занятия
творческие отчеты
Содержание учебного (тематического) плана:
1 модуль (дети 3-4 лет)
Раздел 1. Мониторинг: вводный и заключительный
Практика: выполнение диагностических заданий, подготовка и участие в отчетном концерте.
Раздел 2. Русский народный танец.
Практика: слушание русских народных мелодий, песен, освоение основных движений русского народного танца, упражнение в
двигательной импровизации, освоение навыков водить хоровод, развитие пластичности, мягкости движений, музыкального слуха, точности
и ловкости движений, координации движений, чувства ритма, ритмического слуха.
Отчетный концерт.
Раздел 3. Танцы народов мира.
Практика: знакомство с полькой, маршем, народными песнями и танцами стран мира, освоение навыков марширования, пластичности,
мягкости движений, музыкального слуха, точности и ловкости движений, координации движений, чувства ритма, ритмического слуха.
Отчетный концерт.
Раздел 4. Современный танец.
7
Практика: освоение основных движений современных танцев, освоение навыков выполнения пружинящего шага, развитие
пластичности, мягкости движений, музыкального слуха, точности и ловкости движений, координации движений, чувства ритма,
ритмического слуха.
Отчетный концерт.
Раздел 5. Историко-бытовой танец.
Практика: знакомство с старинными бальными танцами и иными историко-бытовыми танцами, освоение навыка сочетать музыку с
движениями, развитие пластичности, мягкости движений, музыкального слуха, точности и ловкости движений, координации движений,
чувства ритма, ритмического слуха.
Отчетный концерт.
2 модуль (дети 4-5 лет)
Раздел 1. Мониторинг: вводный и заключительный
Практика: выполнение диагностических заданий, подготовка и участие в отчетном концерте.
Раздел 2. Русский народный танец.
Практика: слушание русских народных мелодий, песен, освоение основных движений русского народного танца, освоение
пружинящего шага, упражнение в двигательной импровизации, освоение навыков ритмичной ходьбы с подскоками, освоение навыков шага
«с каблучка, развитие пластичности, мягкости движений, музыкального слуха, точности и ловкости движений, координации движений,
чувства ритма, ритмического слуха.
Отчетный концерт.
Раздел 3. Танцы народов мира.
Практика: знакомство с полькой, маршем, народными песнями и танцами стран мира, знакомство с формой «вариации» упражнение в
двигательной импровизации, упражнение в выполнении прямого галопа, развитие пластичности, мягкости движений, музыкального слуха,
точности и ловкости движений, координации движений, чувства ритма, ритмического слуха.
Отчетный концерт.
8
Раздел 4. Современный танец.
Практика: освоение основных движений современных танцев, освоение навыков выполнения пружинящего шага, упражнение в
выполнении прямого галопа, упражнение в ритмичной ходьбе с подскоками, развитие пластичности, мягкости движений, музыкального
слуха, ритмического слуха.
Отчетный концерт.
3 модуль (дети 5-6 лет)
Раздел 1. Мониторинг: вводный и заключительный
Практика: выполнение диагностических заданий, подготовка и участие в отчетном концерте.
Раздел 2. Русский народный танец.
Практика: слушание русских народных мелодий, песен, освоение основных движений русского народного танца, освоение
пружинящего шага, упражнение в двигательной импровизации, освоение навыков ритмичной ходьбы с подскоками, освоение навыков шага
«с каблучка», бега «с захлестом», освоение навыков водить хоровод, освоение элементов русской пляски, развитие пластичности, мягкости
движений, музыкального слуха, точности и ловкости движений, координации движений, чувства ритма, ритмического слуха.
Отчетный концерт.
Раздел 3. Танцы народов мира.
Практика: знакомство с полькой, маршем, народными песнями и танцами стран мира, знакомство с формой «вариации» упражнение в
двигательной импровизации, освоение навыков марширования, освоение навыков поскока в движении по кругу, освоение навыков
эмоциональной передачи образов музыкальных персонажей, упражнение в выполнении прямого галопа, развитие пластичности, мягкости
движений, музыкального слуха, точности и ловкости движений, координации движений, чувства ритма, ритмического слуха.
Отчетный концерт.
Раздел 4. Современный танец.
Практика: освоение основных движений современных танцев, освоение навыков выполнения пружинящего шага, упражнение в
выполнении прямого галопа, упражнение в ритмичной ходьбе с подскоками, развитие пластичности, мягкости движений, музыкального
слуха, точности и ловкости движений, координации движений, чувства ритма, ритмического слуха.
Отчетный концерт.
9
Раздел 5. Историко-бытовой танец.
Практика: знакомство с старинными бальными танцами и иными историко-бытовыми танцами, освоение шага полонеза, освоение
навыка кружения на месте на носочках, упражнение в импровизации, освоение навыка сочетать музыку с движениями, освоение навыков
перестроения в пространстве, развитие пластичности, мягкости движений, музыкального слуха, точности и ловкости движений,
координации движений, чувства ритма, ритмического слуха.
Отчетный концерт.
4 модуль (дети 6-7 лет)
Раздел 1. Мониторинг: вводный и заключительный
Практика: выполнение диагностических заданий, подготовка и участие в отчетном концерте.
Раздел 2. Русских народный танец
Практика: освоение навыков кружения на месте, совершенствование хороводного шага, знакомство с кадрилью, развитие способности
к двигательной импровизации, совершенствование умения эмоционально передавать образы персонажей, совершенствование умения
выполнять прямой галоп, совершенствование навыков шага «с каблучка», бега «с захлестом», развитие пластичности, мягкости движений,
музыкального слуха, точности и ловкости движений, координации движений, чувства ритма, ритмического слуха.
Отчетный концерт.
Раздел 3. Танцы народов мира.
Практика: совершенствование ориентировки в пространстве, совершенствование навыков марширования, знакомство с танцем
«Сиртаки», совершенствовать навык согласовывать движения с музыкой, действовать по сигналу, освоение скрестного шага, освоение
умения идти по кругу, не сужая его, сходиться к центру и расширять круг, совершенствовать умение выполнять пружинящий шаг, развитие
пластичности, мягкости движений, музыкального слуха, точности и ловкости движений, координации движений, чувства ритма,
ритмического слуха.
Отчетный концерт.
Раздет 4. Современный танец.
10
Практика: освоение основных движений современных танцев, совершенствование навыка ориентации в пространстве, развитие
пластичности, мягкости движений, музыкального слуха, точности и ловкости движений, координации движений, чувства ритма,
ритмического слуха.
Отчетный концерт.
Раздел 5. Историко-бытовой танец.
Практика: освоение шага вальса, освоение шага полонеза, освоение элементов русской пляски, знакомство с полькой, развитие
пластичности, мягкости движений, музыкального слуха, точности и ловкости движений, координации движений, чувства ритма,
ритмического слуха.
Отчетный концерт.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия по программе способствуют:
1. Раскрытию творческого потенциала ребенка:
- проявлению интереса к музыкальной культуре, движению, танцу.
- развитию воображения и фантазии.
2. Развитию музыкальности:
- умению слушать и понимать музыку;
- умению двигаться под музыку в соответствии с характером музыкального произведения;
- развитию чувства ритма;
- развитию способности различать жанры и стили танцев.
3. Развитию двигательных навыков:
- умению точно исполнять танцевальные движения;
- действовать синхронно и выразительно в группе;
- умению ориентироваться в пространстве;
- умению запоминать и выполнять рисунок танца самостоятельно, без подсказки.
4. Развитию нравственно-коммуникативных качеств:
- умению вести себя в паре ( пригласить, проводить, подать руку, приветствие, поклон);
11
- умению сочувствовать, сопереживать другим людям.
5. Развитию психических процессов: восприятия, мышления, внимания, памяти, воли и др.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально техническое обеспечение / информационное обеспечение / методическое обеспечение:
1. Папка «Самомассаж»- упражнения по игровому самомассажу;
2. Папка «Релаксация»- упражнения на релаксацию в конце занятия;
3. Папка «Музыкальные игры»- подборка различных музыкальных игр на развитие творческого воображения и фантазии;
4. Папка «Разминки» - подборка разминок по теме для начала занятия;
5. Музыкальные диски с музыкой для творческих заданий, танцев, игр;
6. Папка «Иллюстрации»- подборка иллюстраций к теоретическим разделам и творческим заданиям;
7. Папка «Теория»- подборка теоретических сведений по теме занятия;
8. Детские музыкальные инструменты, игрушки, мячи, обручи, ленты и т.п. для музыкальных игр и танцев.
9. Музыкальный центр
10. Микрофон
11. Магнитофон
12. Видеокамера
13. Видео и аудио записи
14. Мультимедиа
15. Фонограммы
16. СD, DVD диски
17. Ноутбук
18. Фортепиано
19. Костюмы
20. Детские музыкальные инструменты: ложки, колокольчики, бубен, погремушки, самодельные и шумовые инструменты,
12
21. Фотоальбомы с концертных выступлений детей
22. Атрибуты к танцам: платочки, ленточки, цветы, балалайки, маракасы, листочки, погремушки.
Кадровое обеспечение: педагог – Глазунова Марина Борисовна, среднее профессиональное образование, высшая квалификационная
категория
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Наблюдение. Анализируются следующие диагностические критерии:
1. Музыкальность.
- Умение слушать и понимать музыку.
- Умение двигаться в соответствии с характером музыки.
- Умение определять на слух музыкальные жанры.
- Чувство ритма.
2. Двигательные навыки.
- Координация движений.
- Ориентирование в пространстве.
- Точность выполнения танцевальных движений.
- Пластичность.
3. Эмоциональная сфера.
- Выразительность мимики и пантомимики.
4. Творческие проявления.
- Умение импровизировать под музыку.
- Умение придумывать танцевальные движения в соответствии с задуманным образом.
5. Коммуникативные навыки.
- Умение вести себя в паре.
- Умение вести себя в коллективе.
6. Проявление некоторых психических процессов.
13
- Память.
- Внимание.
- Подвижность нервных процессов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О.Н. Арсеневская « Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» Изд. « учитель» 2009г. Волгоград.
2. Н.И.Безлатная «Ритмика и хореография в ДОУ» Щелково 2009г.
3. С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина «Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет». Москва. «
Просвещение»1983г
4. С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина «Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски детей 6-7 лет. Москва.
«Просвещение»1983г.
5. А.И.Буренина « Коммуникативные танцы-игры для детей». « Ритмическая пластика для дошкольников».
6. Е.В.Горшкова « От жеста к танцу». 1кн. « Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 -7 лет творчества в танце». Москва,
изд. « Гном» 2002г.
7. Н.Зарецкая, З.Роот « Танцы в детском саду». Москва, изд. Айрис ПРЕСС 2003г.
8. И.Каплунова, И.Новоскольцева « Потанцуй со мной, дружок». Санкт-Петербург 2010г.
9. М.Ю.Картушина « Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет». Москва,2010г.Изд. « Т.Ц.Сфера».
10. М.Ю.Картушина « Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет». Москва 2010г. Изд. « Т.Ц.Сфера».
11. Е.Кузнецова « Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи». Москва. Изд. « Гном и
Д».2002г.
12. Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова « Театрализованные игры в детском саду». Москва. Изд. « Школьная пресса» 2000г.
13. О.В.Усова « Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца». Екатеринбург 2001г.
14