Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………
3
Учебный план …………………………………………………………………………………………………………...
6
Содержание учебного плана
1 модуль (1 год обучения) …………………………………………………………………………………………
7
2 модуль (2 год обучения) …………………………………………………………………………………………
8
Планируемые результаты освоения программы………………………………………………………………………
10
Методическое и материально-техническое обеспечение...………………………………….……...………………...
10
Список литературы ……………………………………………………………………………………………………..
11
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы:
- по содержанию - художественная;
- по функциональному назначению – общеразвивающая;
- по форме организации – групповая;
- по времени реализации – 2-х годичная.
Вид программы: авторская.
Актуальность программы.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо
больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и
сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному
воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.
Педагогическая целесообразность.
Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие
возможности для многостороннего развития их способностей.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность
поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном кружке приобщают ребят к творчеству,
развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.
Программа работы кружка по дополнительному образованию «Театральный сундучок» направлена на создание условий для активизации
театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой
характеристики их мировосприятия и поведения.
Цель: всестороннее развитие ребенка через приобщение к миру театра.
3
Программа предусматривает реализацию образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Образовательные задачи:
обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;
ознакомить детей с различными видами театров: широко использовать в театральной деятельности детей разные виды театра
Развивающие задачи:
совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения;
развивать умение использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, выразительные
движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы);
Воспитательные задачи:
воспитывать любовь к театру;
приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт
воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.
Отличительные особенности данной программы.
Занятия проходят с учетом возможностей, способностей, интересов и потребностей детей, инициативность поощряется.
Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических
способностей, а также приобщение к миру искусства.
В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на
развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.
Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом
деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности.
Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов,
разучиванию ролей.
4
Программа предполагает возможность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их
индивидуальных особенностей и особенностей психофизического развития при условии отсутствия медицинских
противопоказаний.
Содержание программы учитывает интересы и мнения детей и родителей (законных представителей) воспитанников.
В содержание программы включены следующие основные разделы:
1. Театральная игра. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми
людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения
фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Ритмопластика. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить
развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром,
развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и
координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Культура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование
правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать
интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения,
направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном
искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы:
Что такое театр, театральное искусство;
Какие представления бывают в театре;
Кто такие актеры;
Какие превращения происходят на сцене;
5
Как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От
этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с
импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и
декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем
широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках.
Подготовка декораций, реквизита, афиши (сами придумываем, рисуем, клеим).
Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения
расширяется, углубляется.
Возраст детей: дети дошкольного возраста от 5-ти до 7-ми лет
Срок реализации программы: 2 года.
Формы занятий:
• По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, индивидуальная, групповая.
• По особенности коммуникативного взаимодействия педагога и детей: беседа, творческая работа, мастер-класс, отчетное
представление, репетиция.
• По дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по углублению знаний и закреплению навыков,
комбинированная форма занятий.
Режим занятий.
Группа
Кол-во
занятий в
неделю
Кол-во недель
занятий
Общее колво занятий /
ак. часов
Продолжительность
занятия
Кол-во
человек в
группе
1 модуль
2 модуль
2
3
36
36
72
72
25
30
18
18
6
Количество
Число часов
часов
сопровождения
индивидуального группы другим
сопровождения
педагогом
0
0
0
0
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Раздел
Основы театральной культуры
Мониторинг: вводный и заключительный
Театральная игра
Ритмопластика
Культура и техника речи
Работа над спектаклем
Итого:
1 модуль
Количество академических часов
Всего
Теория
Практика
10
10
0
2
0
2
12
0
12
12
0
12
12
0
12
24
0
24
72 а.ч.
10 а.ч.
62 а.ч.
Опрос
Отчетные
театральные
представления
2 модуль
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Раздел
Основы театральной культуры
Мониторинг: вводный и заключительный
Театральная игра
Ритмопластика
Культура и техника речи
Работа над спектаклем
Итого:
Всего
10
2
12
12
12
24
72 а.ч.
Количество академических часов
Теория
Практика
10
0
0
1
0
12
0
12
0
12
0
24
10 а.ч.
62 а.ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1 модуль
7
Опрос
Отчетные
театральные
представления
Раздел 1. Мониторинг: вводный и заключительный
Практика: выполнение диагностических заданий, подготовка и участие в отчетных театральных представлениях
Раздел 2. Основы театральной культуры
Теория: знакомство с понятием «театральное искусство, его компонентами, предназначением, знакомство с видами и жанрами театра, с
различными сказками, с театральным лексиконом, с этикой и этикетом, с театральными профессиями
Отчетные театральные представления
Раздел 3. Театральная игра
Практика: сочинение простых историй, этюдов для проигрывания детьми, развитие выразительности мимики, артикуляции,
интонационно окрашенной речи, освоение навыка объясняться жестами, формирование умения согласовывать свои действия с другими
людьми, освоение навыка действия с воображаемыми предметами, освоение пантомимы
Отчетные театральные представления
Раздел 4. Ритмопластика
Практика: развитие выразительности движений, освоение навыка имитации под музыку движений животных, развитие двигательных
способностей, формирование умения двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах, развитие внимания, быстроты реакции,
освоение навыка сочетать движения и речь, развитие навыков подражания, имитационных навыков, освоение навыка отождествлять себя с
заданным персонажем, развитие пластической выразительности.
Отчетные театральные представления
Раздел 5. Культура и техника речи
Практика: формирование правильного речевого дыхания, формирование умения преодолевать твердую атаку гласных, освоение навыка
произносить фразы разными интонациями, формирование правильной артикуляции, освоение навыка четко произносить согласные в конце
слова, расширение словарного запаса, совершенствование навыка четкого произношения.
Отчетные театральные представления
Раздел 6. Работа над спектаклем
Практика: чтение сказок, обсуждение их содержания, поведения героев, распределение ролей, постановка сказок, показ сказок
родителям детям детского сада.
Сказки: «В гости к солнышку идем», «Сказка про капризку», «Заяц портной», «Сказка про паучка», «Красная шапочка»,
Отчетные театральные представления
8
2 модуль
Раздел 1. Мониторинг: вводный и заключительный
Практика: выполнение диагностических заданий, подготовка и участие в отчетных театральных представлениях
Раздел 2. Основы театральной культуры
Теория: знакомство с кукольным театром, театром марионеток, театром юного зрителя, знакомство с действиями актеров в различных
видах театров, повторение видов театра, знакомство с деятельностью актеров между спектаклями, повторение правил поведения в театре,
освоение навыка анализировать собственное выступление и выступление других актеров в спектакле.
Отчетные театральные представления
Раздел 3. Театральная игра
Практика: развитие памяти и воображения, чувства правды и веры в вымысел, освоение навыка свободно перемещаться в пространстве,
координировать свои действия с товарищами, развитие голоса, совершенствование дикции, совершенствование навыка сочетать движения и
речь, развитие навыка импровизации, совершенствование навыков действия с воображаемыми предметами, знакомство с понятием «Этюд».
Отчетные театральные представления
Раздел 4. Ритмопластика
Практика: совершенствование навыка равномерно распределяться по площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных
темпах, освоение навыка имитации под музыку движений насекомых, , формирование навыка чувствовать, понимать и сопоставлять характер
музыки с образом гномов, развитие двигательных способностей, координации и быстроты движений, развитие мелкой и крупной моторики, в
том числе и в сочетании с речью, развитие пластической выразительности
Отчетные театральные представления
Раздел 5. Культура и техника речи
Практика: формирование правильного речевого дыхания, совершенствование четкости произношения (дыхание, артикуляция. дикция,
интонации), совершенствование умения произносить фразы различным интонациями, расширение словарного запаса, совершенствование
навыка четкого произношения, освоение навыка бесшумно брать и добирать дыхание.
Отчетные театральные представления
Раздел 6. Работа над спектаклем
9
Практика: чтение сказок, обсуждение их содержания, поведения героев, распределение ролей, постановка сказок, показ сказок
родителям детям детского сада.
Сказки: «Снежная королева», «Федорино горе», «По сказам Бажова», «Путешествие по сказкам»,
Отчетные театральные представления
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Ребенок:
умеет выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
овладел навыками самостоятельно найти выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу,
жест, речевую интонацию;
умеет создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
выступает перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;
умеет анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;
умеет взаимодействовать с партнером по сцене.
Способы проверки результатов освоения программы:
• Опрос. Проходит на занятиях, педагог выясняет знания детей, как их надо расширить.
• Наблюдение. На занятиях педагог наблюдает за детьми, за ходом их работы, выясняет, какие навыки сформированы, что создает
трудности, планирует индивидуальную работу с конкретными детьми.
• Анализ результатов деятельности. Педагог выясняет точность выполнения задания, какие ошибки были допущены, объясняет и
показывает, как можно их исправить, планирует дальнейшую работу с конкретным ребенком.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Детская литература:
a. Сборник детских стихов и сказок
b. Сборник чистоговорок
10
2.
3.
4.
5.
6.
7.
c. Сценарии сказок, пьес
Различные виды театров: настольный, «би-ба-бо», теневой, пальчиковый и пр.
Детские и взрослые сценические костюмы
Ширмы: большая, настольная, теневая.
Ноутбук
Фонотека с детскими сказками, музыкой
Декорации
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников».
2. А.В.Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».
3. М.Ю.Картушина «Забавы для малышей. Театральные развлечения для детей».
4. Н.Сорокина, Л.Миланович «Кукольный театр для самых маленьких».
5. М.Б.Зацепина «Развитие ребенка в театральной деятельности».
6. Т.А.Боровик «Инновационные технологии развития и музыкального воспитания детей».
7. И.Каплунова, И.Новосельцева «Музыка и чудеса. Музыкально–двигательные фантазии».
8. Н. Сорокина «Театр. Творчество. Дети».
9. Е.В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду».
10. М.Д. Маханёва "Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений"
11. О. Акулова. "Театрализованные игры"
12. Г.А. Ламинская "Театрализованные игры и занятия с детьми дошкольного возраста"
13. Е.В. Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи»
14. Н.Л Кряжева. «Мир детских эмоций»
15. О.А. Толченов «Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста»
16. М.И. Чистякова « Психогимнастика»
17. Г.П. Федорова «На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста»
11