Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка» (МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка») ПРИНЯТО решением Педагогического совета МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка» протокол от 19.05.2022 № 4 УТВЕРЖДЕНО: Приказом заведующего МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка» Г.Н.Решетниковой от 19.05.2022 № 60од с учетом мнения Совета родителей (законных представителей) воспитанников протокол от 2.05.2022 № 2 ПОЛОЖЕНИЕ о предметно-пространственной среде 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о предметно-пространственной среде в МДОУ «ЦРР – детский сад «Росинка» разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384), Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», Приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», нормами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28, Уставом МДОУ «ЦРР – детский сад «Росинка» (далее – Учреждение). 1.2. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Учреждения (группы, участка) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. 2.Требования к развивающей предметно-пространственной среде 2.1. Развивающая предметно-пространственная среда Учреждения (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности 2 детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 2.2. Развивающая предметно-пространственная среда Учреждения (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать: - реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Учреждения; - в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; - учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; - учёт возрастных особенностей детей. 2.3. Развивающая предметно-пространственная среда Учреждения (группы) должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Основной образовательной программы дошкольного образования Учреждения (далее – Программа). Образовательное пространство Учреждения (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; - возможность самовыражения детей. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; - наличие в Учреждении (в группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). 4) Вариативность среды предполагает: - наличие в Учреждение (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; 3 - периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: - доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Учреждение, где осуществляется образовательный процесс; - свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детейинвалидов, посещающих Учреждение (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. 3.Формирование предметно-пространственной среды ДОУ 3.1. Учреждение самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии со спецификой Программы.