Инновационный проект Галерея картин

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»
(МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка»)
ПРИНЯТО
решением Педагогического совета
МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка»
протокол от 14.12.2022 № 2

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом заведующего
МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка»
Г.Н.Решетниковой
от 14.12.2022 № 111/1од

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Галерея картин
Организация Галереи картин для решения задач художественноэстетического и познавательного развития детей на основе интегративного
подхода
(срок реализации 2023-2026 г.г.)

Разработчики:
Ермолаева Г.В. - заместитель заведующего
Киппес Е.Г - воспитатель
Сурина С.В. – воспитатель
Шалагинова О.А. - воспитатель
Чудиновских А.О. - воспитатель

2022
1

Содержание
Ключевые положения, глоссарий
Основная идея проекта
Актуальность проблемы
Обоснование инновационного характера
предлагаемого проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Ожидаемые результаты проекта
Ожидаемая практическая значимость
Календарный план реализации проекта
Материально-техническое обеспечение проекта
Обоснование рисков внедрения инновационного
проекта
Предложения по распространению и внедрению
результатов проекта в массовую практику

стр
3
4
5
7
8
8
8
8
10
12
13
14

2

Ключевые положения, глоссарий
Инновационный проект «Организация Галереи картин для решения
задач художественно-эстетического и познавательного развития детей на
основе интегративного подхода» - (далее - инновационный проект «Галерея
картин») - направлен на реализацию комплекса мероприятий и создания
необходимых условий в муниципальном дошкольном образовательном
учреждении - детский сад «Росинка» (далее - Учреждение). Реализация
интегративного подхода будет способствовать процессу интеграции
образовательных областей, повышению качества, достижению целевых
ориентиров дошкольного образования, развитию профессиональных
компетенций педагогов, а также на обогащение (амплификацию) предметноразвивающей среды Учреждения, что
определено действующими
нормативно-правовыми документами в сфере дошкольного образования.
Инновационный проект «Галерея картин» разработан педагогическими
работниками Учреждения на основе самоанализа и самооценки достижений
за предыдущий период развития; анализа образовательной деятельности по
вопросам удовлетворенности участников образовательных отношений
качеством образования; условиями образования и определения актуальных
проблем; предусматривает возможность реализации с опорой на внутренние
и привлеченные ресурсы, а также определяет инновационное направление
развития Учреждения на 3 года, прошел процедуру рассмотрения на
заседании педагогического совета Учреждения.
Глоссарий
Термин
Выставка

Галерея
Живопись

Интегративный подход

Интегрированная форма
образовательной деятельности

Значение
совокупность продуктов производства,
произведений изобразительного искусства
или других предметов, выставленных для
обозрения.
собрание картин или редкостей
вид
изобразительного
искусства,
произведения которого создаются с
помощью красок, наносимых на какуюлибо твёрдую поверхность
методологический
подход,
ориентирующий субъектов на целостное
объединение
ранее
разобщенных
однородных и разнородных компонентов
при
решении
стратегических
и
тактических задач образования (науки)
специально
организованная
форма
образовательной деятельности, с целью
3

Картина

Репродукция

Ценностно-смысловое
восприятие произведений
искусства

Ценностно-смысловое
понимание произведений
искусства
Экспозиция

объединения
знаний
из
разных
образовательных областей, позволяющая
добиться восприятия воспитанниками
исследуемого вопроса с практической
направленностью.
разновидность произведений искусства
произведение
живописи,
имеющее
самостоятельное
художественное
значение и обладающее свойством
законченности.
это
печатная
копия
произведения
искусства
(картины,
рисунка
или
фотоснимка), изготовленная при помощи
технических средств.
процесс наделения личностным смыслом
на
основе
чувственных
данных,
непосредственно
отражающих
эстетический объект в совокупности всех
его свойств, его объективной целостности
и
связанных
с
ментальными
репрезентациями, предыдущим опытом,
памятью, мышлением субъекта.

размещение в музейных и выставочных
залах или на открытом воздухе по
определённой
системе
различных
художественных произведений, а также
памятников
материальной
культуры,
исторических документов.

Основная идея проекта
В соответствии с требованиями Федерального государственного
стандарта дошкольного образования необходимо использовать новые формы
организации образовательного пространства, способствующие приобщению
дошкольников к национальному и мировому художественному наследию;
проектированию занятий, направленных на воспитание и развитие
творческих способностей детей с учетом индивидуальных возможностей и
потребностей каждого путем создания музея, вернисажа или картинной
галереи. Чтобы реализовать эти требования ФГОС в педагогической работе с
детьми дошкольного возраста, необходимо иметь представление о
механизмах восприятия дошкольниками произведений искусства и о
4

возможностях формирования у них ценностно-смыслового восприятия и
понимания.
Инновационный проект «Галерея картин» направлен на интеграцию
репродукций произведений отечественных живописцев в развивающую
предметно-пространственную среду образовательной организации с целью
амплификации (обогащения) развития детей дошкольного возраста. Идея
данного проекта состоит в необходимости приобщения сегодняшнего
поколения дошкольников к такому виду искусства как живопись. Ведь
современные дети совершенно не интересуются данным видом искусства и
погружены в мир виртуальности и телевидения. А у родителей, зачастую,
просто нет времени на какие-либо занятия с ребенком, а на походы в
картинную галерею тем более.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что основная идея
проекта заключается: в повышении качества образования по художественноэстетическому и познавательному развитию воспитанников путем
интеграции
содержания
образования
и
обогащения
предметнопространственной среды Учреждения.
Актуальность проблемы
В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного
учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому
воспитанию детей, как важному направлению в развитии личности ребенка и
значимой роли в ситуации развития современного общества. В Федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования
отмечается, что художественно-эстетическое развитие предполагает:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства, и направлено на реализацию
самостоятельной творческой деятельности. Ведущая педагогическая идея
художественно-эстетического развития - это создание образовательной
системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к
духовным ценностям, развитие предпосылок ценностно-смыслового
восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, через
вовлечение в творческую деятельность.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года» обозначен общественный запрос в сфере воспитания
дошкольников и определен его вектор: формирование и развитие у детей
художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовнонравственных и эстетических идеалов. Произведения искусства входят в
жизнь современных детей с раннего возраста. Согласно Федеральному
образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО)
одной из структурных единиц содержания программ дошкольного
5

образования является область художественно-эстетического развития,
которая «предполагает развитие предпосылок целостно-смыслового
восприятия и понимания произведений искусства», в том числе и
изобразительного, «формирование элементарных представлений о видах
искусства», самостоятельную творческую деятельность детей.
В настоящее время многие исследования в отечественной дидактике и в
теории воспитания, дошкольного образования посвящены разработке
конкретных путей совершенствования образовательного процесса путем
«интеграции содержания образования» (Л. Венгер, П. Саморукова, Н.
Васюкова, К. Белая О.А. Скоролупова, Н.В. Федина и др.). Педагогиисследователи отмечают, что, под «интеграцией содержания дошкольного
образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и
взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий
целостность образовательного процесса». Иными словами, ребенокдошкольник «целостен» и формирование целостной картины мира как одной
из главных задач психолого-педагогической работы должно осуществляться
адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на
отдельные составляющие, а интегративно. Это связано также и с тем, что
современный ребёнок сегодня имеет высокий умственный потенциал, но,
хорошо владея знаниями, часто не может применить его в практической
деятельности.
Интеграция в дошкольном образовании важна и современна как для
теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми
социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду и вводимому
предшкольному образованию, цель которого - выравнивание стартовых
возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения и
создание условий для обеспечения доступности дополнительного
образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка,
развитие его индивидуальных способностей. Интегративный подход к
педагогическому процессу в дошкольном образовании позволяет
сформировать у детей целостную картину мира, обобщенные умения,
системные знания; дает возможность усилить мировоззренческую
направленность
интересов;
способствует
более
эффективному
формированию их убежденности и достижению всестороннего развития
личности. Интеграция как цель обучения дает ребенку те знания, которые
отражают связанность отдельных частей мира как системы и дают
возможность ребенку с первых шагов обучения представлять мир как единое
целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция образовательных
областей приводит к более заинтересованному, личностно значимому и
осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет
более эффективно использовать время образовательного процесса за счет
исключения дублирования и повторов, неизбежных при подаче материала
разрозненных разделов, осуществлять проектирование содержания
образования на основе образовательной программы, концентрирующей
6

содержание дошкольного образования. Реализация интегративного подхода
глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в
методике работы и создает новые обучающие технологии, обеспечивает
совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в
процессе обучения. Применение интеграции требует достаточно сложных,
нестандартных решений от всех участников образовательного процесса.
Интегрированное образование создает новые условия деятельности
воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель
активизации мыслительной деятельности.
В связи с этим, актуальность выбранной темы состоит в ряде
противоречий:
- между нормативными требованиями и интересами (запросами),
возможностями всех субъектов образовательной деятельности учреждения;
- между несоответствием традиционных норм организации
образовательной деятельности (содержания, методов, средств, форм) новым
социальным и образовательным ожиданиям.
Таким образом,
для разрешения противоречий Учреждение
предлагает одно из направлений реализации инновационной деятельности повышения качества образования по совершенствованию образовательной
деятельности путем интеграции содержания образовательных областей
художественно-эстетическое и познавательное развитие, обогащение
предметно-пространственной среды Учреждения.
Обоснование инновационного характера предлагаемого проекта
Инновационный проект «Галерея картин» создает целенаправленное
изменение, которое вносит в образовательную среду стабильные новые
элементы, улучшающие характеристики отдельных помещений Учреждения
и компонентов организации образовательной деятельности. Мы считаем, что
экспозиции репродукций, галерея картин обеспечит индивидуальную
траекторию художественно-эстетического и познавательного развития
воспитанника. Интеграция содержания образования и обновление
содержания по образовательным областям позволит достичь целевых
ориентиров дошкольного образования, будет способствовать развитию
предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства детьми дошкольного возраста, повысит профессиональную
компетентность педагога.
Инновационные образовательные продукты:
1. Методики, технологии по формированию предпосылок целостносмыслового восприятия и понимания произведений искусства детьми
дошкольного возраста; по формированию коммуникативно-диалоговых
технологий в развитии коммуникативной культуры ребенка (интеллекткарты, модель трех вопросов).
7

2. Эффективные формы взаимодействия детей и взрослых (родителей)
в формате онлайн и офлайн.
3. Картинная галерея.
Цель проекта
Организация картинной галереи в детском саду, которая позволит сделать
творения великих художников доступными, приобщить всех участников
образовательного процесса: детей и взрослых, к миру живописи, повысить их
общекультурный уровень.
Задачи проекта
1. Проанализировать содержание действующих комплексных программ
дошкольного образования, в части ознакомления детей с живописью и
приобщению к искусству.
2.
Проанализировать
современную
развивающую
предметнопространственную среду Учреждения по ознакомлению детей с живописью.
3. Изучить компетенции педагогов и родителей в вопросах
ознакомления детей с живописью и приобщению к искусству.
4. Изучить особенности и возможности восприятия дошкольниками
произведений искусства.
5. Апробировать технологии, методы, формы
формирования у
дошкольников ценностно-смыслового восприятия и понимания живописи и
приобщению к искусству.
6. Провести контент – анализ научных статей по проблеме развития и
воспитания
детей
дошкольного
возраста
средствами
культуры
(отечественной и Art-medea).
7. Разработать методические рекомендации по организации картинной
галереи в детском саду.
8. Разработать сценарии мероприятий с детьми и родителями по
приобщению детей к искусству.
9. Выявить и транслировать инновационные практики по ознакомлению
детей с живописью и приобщению к искусству.

Ожидаемые результаты проекта и ожидаемая практическая значимость
Результаты использования инновационного проекта для развития
системы дошкольного образования Качканарского городского округа и
Учреждения заключается в следующем:
1. Апробация инновационных форм продуктивного взаимодействия
науки и практики для решения задач по приобщению всех участников
образовательного процесса: детей и взрослых, к миру живописи.
8

2. Разработка методических рекомендаций по организации картинной
галереи в детском саду.
3. Разработка сценариев мероприятий с детьми и родителями по
приобщению детей к искусству.
4. Повышение социального статуса Учреждения (получение статуса
муниципальный
ресурсный центр,
муниципальная стажировочная
площадка, федеральная инновационная площадка «Мир шедевров»).
5. Повышение заинтересованности родителей в сотрудничестве с
Учреждением.
6.Развитие
кадрового
потенциала,
обладающего
конкурентоспособностью в системе дошкольного образования.
7. Развитие материально- технической базы Учреждения.
8. Повышение уровня компетентности педагогов в применении
современных
образовательных
технологий
по
художественно
эстетическому и познавательному развитию воспитанников.
9. Повышение мотивации воспитанников к образовательной
деятельности по художественно - эстетическому и познавательному
развитию воспитанников.
Результаты реализации инновационного проекта
предполагается
предоставлять в различных формах:
1. Проведение мероприятий.
2. Отчет по итогам работы.
3. Мониторинг развития детей дошкольного возраста.
4. Мониторинг развития компетенций педагогов и родителей.
5. Транслирование полученных результатов в разных форматах.
6. Представление результатов: проведение форсайт-сессии, вебинаров,
мастер-класс, участие в конференции, публикации в журналах,
рецензируемых ВАК.
Прогноз результатов реализации инновационного проекта
2023
25%

Доля обновления содержания и
методов по образовательной области
Доля родителей, удовлетворенных
25%
качеством образования в рамках
инновационной деятельности
Доля расходов, направляемых
25%
реализацию инновационного проекта.
Доля педагогических работников,
25%
разрабатывающих собственные
информационные продукты
(презентации, дидактические игры,

2024
50%

2025
75%

2026
100%

50%

75%

100%

50%

75%

100%

50%

75%

100%

9

мультфильмы и др.)
Доля педагогов, овладевших
современными технологиями
организации образовательной
деятельности
Доля педагогов, прошедших ПК (102
ч.) по инновационной деятельности
Доля педагогов, участвующих в
мероприятиях по диссеминации
опыта инновационной деятельности
(статьи, проведение семинаров,
участие в профессиональных и
творческих конкурсах, ведение
личных сайтов
Доля педагогических работников,
вносящих изменения в
образовательную деятельность в
соответствии с инновационной
деятельностью
Доля педагогических работников,
обладающих профессиональными
компетенциями по формирования у
дошкольников ценностносмыслового восприятия и понимания
живописи и приобщению к искусству.

25%

50%

75%

100%

25%

50%

75%

100%

25%

50%

75%

100%

25%

50%

75%

100%

25%

50%

75%

100%

Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации
Деятельность по реализации инновационного проекта «Галерея картин»
предполагает три этапа:
1. Подготовительный этап
2. Основной этап
3.Заключительный этап
№ Мероприятие

1

2

Срок
Исполнитель
реализации
Подготовительный этап (2023 г.)
курсах Февраль2023 Решетникова Г.Н.

Обучение на
повышения
квалификации
семинарах,
мастерклассах, совещаниях.
Определение
организационных
условий и разработка

Март 2023

Ермолаева Г.В.

Ожидаемый
результат
Свидельство

Программа
Инновационной
деятельности
10

3

4

5

программы
инновационной
деятельности
Приобретение
Март 2023
репродукций картин
«Третьяковская
галерея»
Выбор
групп
и Апрель - май
составление
плана
2023
мероприятий,
сопровождающих
работу
с
материалами.
Формирование плана
Май 2023
работы.

6

Выявление
Сентябрь –
особенностей
и декабрь 2023
обоснование их учета
в
содержании
образовательной
деятельности.

7

Рабочие встречи по
анализу выполнения
задач инновационной
деятельности

1

2

3

1

2

Декабрь
2023

Решетникова Г.Н.

Сурина С.В.

Чудиновских А.О

Масштабированн
ые
репродукции
картин (50 шт.)
План
мероприятий

План работы

Киппес Е.Г

Аналитические
справки

Шалагинова О.А.

Протокол
Аналитические
материалы

Основной этап (2024-2025)
Сбор материалов для 2024 -2025
Ермолаева Г.В.
методических
и
Киппес Е.Г.
практических
Шалагинова О.А.
рекомендаций.
Чудиновских А.О.
Участие
в 2024 -2025
Ермолаева Г.В.
мероприятиях
Киппес Е.Г.
проекта.
Шалагинова О.А.
Чудиновских А.О.
Анализ
реализации 2024 -2025
Ермолаева Г.В.
плана работы
Киппес Е.Г.
Шалагинова О.А.
Чудиновских А.О.
Заключительный этап (2025-2026)
Обобщение
опыта 2025 -2026
Ермолаева Г.В.
работы
Киппес Е.Г.
Шалагинова О.А.
Чудиновских А.О.
Публикации
2025
Ермолаева Г.В.
Киппес Е.Г.

текстовые фото
видео материалы.
текстовые фото
видео материалы.
Отчет
реализации

о

Рецензия,
Экспертное
заключение
Сборники,
текстовые
11

Шалагинова О.А.
Чудиновских А.О.

3

Презентации и другие
формы
трансляции
достигнутых
результатов

2026

материалы,
ссылки
на
размещение
Ермолаева Г.В.
Программы
Киппес Е.Г.
выступлений,
Шалагинова О.АГ. отзывы,
Чудиновских А.О. текстовые фото
видео материалы,
ссылки
на
размещение

Возможно дальнейшее развитие инновационного проекта «Галерея картин»
Определить стратегический вектор прогрессивного долгосрочного
развития Учреждения образования на основе внедрения новых, научно
обоснованных и апробированных образовательных моделей, программ,
технологий;
Формировать
у
субъектов
инновационной
деятельности
инновационную культуру и инновационную компетентность как готовность
и способность личности к осуществлению преобразований, к
самосовершенствованию, к непрерывному образованию;
Создать пространство творческого развития для всех субъектов
образовательной практики;
Увеличение количества экспонатов размещаемых в картинной галерее
Учреждения.
Расширение спектра мероприятий, форм работы для развития
творческих способностей детей ознакомление и приобщение к искусству
воспитанников.
Развитие социального сотрудничества и привлечение новых партнеров.
Материально-техническое обеспечение проекта
Оборудование, программное обеспечение
Фото

Комплектация

Стоимость

Масштабированные
репродукции картин:

88 000,00

жанр пейзаж

17 шт.

12

жанр портрет

11 шт.

жанровая живопись

11 шт.

натюрморт

11 шт.

Универсальная рамка 50 шт.

Мольберт палочный
сосна 120 x 50 см - 5 шт.

Обоснование рисков внедрения инновационного проекта
Риски

Механизм управления
Нормативно-правовые риски
Неполнота отдельных нормативноРегулярный анализ нормативноправовых документов, не
правовой
базы
на
предмет
ее
предусмотренных на момент разработки актуальности, полноты, соответствия
и начало инновационного проекта
решаемым задачам.
Неоднозначность толкования научных
Систематическая работа руководства
понятий и нормативно-правовых
с
педагогическим
коллективом,
документов, регламентирующих
родительской
общественностью
и
деятельность и ответственность
партнерами социума по разъяснению
субъектов образовательного Учреждения содержания ФГОС ДО и конкретных
нормативно-правовых актов
Финансово-экономические риски
Сокращение финансирования
Привлечение внебюджетных средств
образовательной программы
Организационно - управленческие риски
Недостаточная информативность и
Регистрация и информирование
включенность родителей как участников через различные каналы связи
образовательных отношений.
Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора)
Недостаточность профессиональной
Систематическая работа по обновлению
инициативы и компетентности у
внутриучрежденческой системы
отдельных педагогов по инновационной повышения квалификации. Разработка и
деятельности
использование эффективной системы
Низкая педагогическая мобильность в мотивации включения педагогов в
инновационной деятельности
инновационные процессы. Психологопедагогическое и методическое
сопровождение педагогов.
13

Ресурсно-технологические риски
Неполнота ресурсной базы для
Включение механизма
реализации новых направлений и
дополнительных закупок необходимого
отдельных программ и мероприятий;
оборудования за счет развития
Прекращение плановых поставок
партнерских отношений и
необходимого оборудования для
внебюджетной деятельности. Участие
реализации проекта.
педагогов в грантовой деятельности

Предложения по распространению и внедрению результатов
проекта в массовую практику
№п/п Планируемое мероприятие
1
Презентация
оборудования
«Мир шедевров» Третьяковская
галерея
2
Презентация результатов

3

Стажировочная площадка

Механизмы реализации
Экскурсия, День открытых дверей,
фотобук, видеролик
Семинар-практикум, День
открытых дверей, фотобук,
видеролик, виртуальная экскурсия
Мастер-класс, открытые показы,
деловые игры, интерактивные
задания, викторин, конкурсы
профмастерства

Руководитель (ответственный, исполнитель)
проекта образовательной организации

инновационного

Фамилия, имя, отчество Ермолаева Галина Викторовна
Адрес персональной электронной почты
Контактный телефон 89090116587

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».