Рабочая программа воспитания РОСИНКА

Приложение № 1
к Основной образовательной
программе дошкольного образования
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Росинка»
(МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка»)

ПРИНЯТО
Решением Педагогического совета
МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка»
протокол от 28.08.2022 № 1

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом заведующего МДОУ
«ЦРР - детский сад «Росинка»
Г.Н.Решетниковой
Приказ от 28.08.2022 № 82од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»
является компонентом основной образовательной программы
дошкольного образования

Качканар, 2022

1

Содержание
Пояснительная записка
Раздел I. Целевой раздел
1.1.Целевые ориентиры и планируемые результаты рабочей программы
воспитания.
1.2. Методологические основы и принципы построения рабочей программы
воспитания
1.2.1.Уклад Учреждения
1.2.2. Воспитывающая среда Учреждения
1.2.3.Общности (сообщества) Учреждения
1.2.4. Социокультурный контекст
1.2.5. Деятельности и культурные практики в Учреждении
1.3.Требования к планируемым результатам освоения рабочей программы
воспитания
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и
раннего возраста (до 3 лет)
1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного
возраста (до 8 лет)
Раздел II. Содержательный раздел
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
2.1.2. Социальное направление воспитания
2.1.3. Познавательное направление воспитания
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
2.1.5.Трудовое направление воспитания
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации рабочей программы воспитания
Раздел III. Организационный раздел
3.1 Общие требования к условиям реализации
рабочей программы
воспитания
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События Учреждения
3.3. Организация предметно-пространственной среды
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации рабочей программы
воспитания
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение
планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями
детей
3.7. Календарное планирование воспитательной работы
3.8. Основные понятие, используемые в рабочей программе воспитания

3
4

5
6
6
6
8
9
9
9
11
12
12
13
14
15
16
16
17
18
18

20
21
21
22
22

24
24

2

Пояснительная записка
Рабочая
программа
воспитания
Муниципального
дошкольного
образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский «Росинка»,
реализующего образовательные программы дошкольного образования (далее Программа воспитания), предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей
программы воспитания на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г.
№ 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана
мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования. Работа по воспитанию,
формированию и развитию личности воспитанников в Муниципальном дошкольном
образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский «Росинка» (далее –
Учреждение) предполагает преемственность по отношению к достижению
воспитательных целей начального общего образования, к реализации Примерной
программы
воспитания,
одобренной
федеральным
учебно-методическим
объединением по общему образованию (протокол от 1 июля 2021 г. № 2/21) и
размещенной на портале https://fgosreestr.ru.
Учреждение руководствуется определением понятия
«образовательная
программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон):
«образовательная программа – комплекс основных характеристик образования
(объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических
условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного
графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных
настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».
Программа воспитания является компонентом образовательной программы
дошкольного образования (далее – образовательная программа). В связи с этим
структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и
организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации воспитанников на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
Программа
воспитания
основана
на
воплощении
национального
воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования,
нравственное (идеальное) представление о человеке. В основе процесса воспитания
детей в Учреждении лежат конституционные и национальные ценности российского
общества. Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики

3

возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника
Учреждения и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые
результаты определяют направления для разработки Программы воспитания. С
учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в
Программе воспитания отражено взаимодействие участников образовательных
отношений со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном
подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и
таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном
обществе.
Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они находят свое
отражение в основных направлениях воспитательной работы Учреждения.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания. Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе
социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления
воспитания.
Программа воспитания реализуется с учетом Основной образовательной
программы дошкольного образования, в том числе с учетом компонента парциальной
программы «СамоЦвет». Формы и методы реализации Программы воспитания
аналогичны формам и методам реализации Основной образовательной программы
дошкольного образования.
Реализация Программы воспитания основана на взаимодействии с разными
субъектами образовательных отношений. Учреждение
в части, формируемой
участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления
воспитания с учетом реализуемых образовательных программ, региональной и
муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно
федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей –
социально-коммуникативного,
познавательного,
речевого,
художественноэстетического развития, физического развития. Реализация Программы воспитания
предполагает социальное партнерство с другими организациями.
Раздел I. Целевой раздел
1.1. Целевые ориентиры
программы воспитания

и

планируемые

результаты

рабочей

Цель и задачи Программы воспитания
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» цель воспитания в Учреждении – личностное
развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на
основе базовых ценностей российского общества через:

4

1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим
людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
базовыми национальными ценностями, нормами и правилами,
принятыми в
обществе.
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (2 мес. – 1
год, 1 год – 3 года, 3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов достижения
цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами,
определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере
дошкольного образования. Задачи
воспитания
соответствуют основным
направлениям воспитательной работы.
Задачи воспитания отражают воспитательный компонент Основной
образовательной программы, в том числе с учетом компонента парциальной
программы «СамоЦвет».
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы
воспитания
Методологической
основой
Программы
воспитания
являются
антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция
Программы воспитания основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных
в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012
г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие
идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного
мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и
смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного
периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами
разных «специфически детских видов деятельности».
Программа
воспитания
руководствуется
принципами
дошкольного
образования, определенными ФГОС ДО. Программа воспитания построена на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие
принципы:
 принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод
личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия,
гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного
отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
 принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и
смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений,
содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
 принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на
культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
 принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания
позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому
внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить

5

возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений,
продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
 принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов
личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и
безопасного поведения;
 принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным
ценностям и их освоения;
 принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при
котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных,
культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования.
Данные принципы реализуются в укладе Учреждения, включающем
воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и
события.
Реализация
принципов
предусмотрена
локальными
нормативными
документами Учреждения.
1.2.1. Уклад Учреждения
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и
Учреждения, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметнопространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка
дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни Учреждения.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые
разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками,
родителями, педагогами и другими сотрудниками Учреждения).
Обозначение цели и задач Уклада Учреждения предусмотрено в локальных
нормативных актах Учреждения.
1.2.2. Воспитывающая среда Учреждения
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного
процесса, реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовнонравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками.
Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и
структурированность.
1.2.3. Общности (сообщества) Учреждения
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений
между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками
Учреждения. Сами участники общности разделяют ценности, которые заложены в

6

основу Программы воспитания. Основой эффективности такой общности является
рефлексия собственной профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
 быть примером в формировании полноценных и сформированных
ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
 мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
 поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными
детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
 заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на
основе чувства доброжелательности;
 содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять
чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять
внимание к заболевшему товарищу;
 воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в
общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость,
доброжелательность и пр.);
 учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят;
 воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое
поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников Учреждения
и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие
ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная
задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в Учреждения.
Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в Учреждения. Без
совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка
невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для
его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к
ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и
смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания
ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и
нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются
ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В
каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в
зависимости от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие
полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы
общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно
жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство
приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые
начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания
необходимо соотносить с желаниями других.

7

Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения,
качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его
успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским
взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение
помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам,
общими усилиями достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские
общности. В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия
ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в
отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт
послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям.
Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом
для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.
Организация
жизнедеятельности
детей
дошкольного
возраста
в
разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для
инклюзивного образования.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая
уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание
воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая
психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка,
отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия
нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и
поведения:
 педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и
детей первым;
 улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
 педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
 педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за
поведение детей в детском саду;
 тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
уважительное отношение к личности воспитанника;
 умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
 умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
 уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
 умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же
время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
 умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с
детьми;
 умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
 знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
 соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
1.2.4. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой
человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает

8

на идеи и поведение человека. Социокультурные ценности являются определяющими
в
структурно-содержательной
основе
рабочей
программы
воспитания.
Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей
программы воспитания. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и
региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной
программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального
партнерства Учреждения с другими организациями: ТКДН и ЗП, ПДН ОВД, ГАУ
«ЦСПС и Д г. Качканара», ГБУЗ СО «Качканарская ЦГБ», 46 ОФПС, а также
дошкольные образовательные учреждения Качканарского городского округа (в
проведении совместных районных мероприятий), МОУ СОШ № 2,3,4,6,7, Дом
детского творчества, Городская библиотека, Городской краеведческий музей,
детские театры г. Н. Тагила, г. Краснотурьинска, г. Екатеринбурга, Дворец спорта,
Физкультурно-оздоровительный комплекс, женская организация «Женщины ЕВРАЗа
КГОк.»
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской
общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.
1.2.5. Деятельности и культурные практики в Учреждении
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности
дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели
воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные
практики:
 предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых
он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее
реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
 культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым
ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и
способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
 свободная инициативная деятельность ребенка (его
спонтанная
самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые
устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе
усвоенных ценностей).
1.3. Требования
программы воспитания

к

планируемым

результатам

освоения

рабочей

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но
деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности
ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых
ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего
и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и,
если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может
отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.
На уровне Учреждения не осуществляется оценка результатов воспитательной
работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной
образовательной
программы
дошкольного
образования
не
подлежат

9

непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей».
Планируемые результаты освоения Программы воспитания согласованы с
планируемыми результатами освоения Основной образовательной программы
дошкольного образования, а том числе с результатами освоения компонента
парциальной программы «СамоЦвет».
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной
младенческого и раннего возраста (до 3 лет)

работы

для

детей

Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)
Направление
воспитания
Патриотическое

Ценности

Показатели

Родина, природа

Проявляющий привязанность, любовь к
семье, близким, окружающему миру
Способный понять и принять, что такое
«хорошо» и «плохо».
Проявляющий интерес к другим детям и
способный бесконфликтно играть рядом с
ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательный,
проявляющий
сочувствие, доброту. Испытывающий
чувство
удовольствия
в
случае
одобрения и чувство огорчения в случае
неодобрения со стороны взрослых.
Способный
к
самостоятельным
(свободным) активным действиям в
общении. Способный общаться с другими
людьми с помощью вербальных и
невербальных средств общения.
Проявляющий интерес к окружающему
миру и активность в поведении и
деятельности.
Выполняющий
действия
по
самообслуживанию:
моет
руки,
самостоятельно ест, ложится спать и т. д.
Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий интерес к физической
активности. Соблюдающий элементарные
правила
безопасности
в
быту,
в
Учреждении, на природе.

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Познавательное

Знание

Физическое
и оздоровительное

Здоровье

10

Трудовое

Труд

Этикоэстетическое

Культура
красота

Поддерживающий элементарный порядок
в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать взрослому в
доступных действиях.
Стремящийся к самостоятельности в
самообслуживании, в быту, в игре, в
продуктивных видах деятельности.
и

Эмоционально отзывчивый к красоте.
Проявляющий интерес и желание
заниматься
продуктивными
видами
деятельности.

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного
возраста (до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направления
воспитания
Патриотическое

Социальное

Ценности

Показатели

Родина,
природа

Любящий свою малую родину и имеющий
представление
о
своей
стране,
испытывающий чувство привязанности к
родному дому, семье, близким людям.

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Различающий основные проявления добра
и зла, принимающий и уважающий
ценности семьи и общества, правдивый,
искренний, способный к сочувствию и
заботе, к нравственному поступку,
проявляющий задатки чувства долга:
ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и уважающий
различия между людьми.
Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный
и
доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный
взаимодействовать
со
взрослыми и сверстниками на основе
общих интересов и дел.

11

Познавательное

Знания

Любознательный,
наблюдательный,
испытывающий
потребность
в
самовыражении, в том числе творческом,
проявляющий
активность,
самостоятельность,
инициативу
в
познавательной,
игровой,
коммуникативной и продуктивных видах
деятельности
в
самообслуживании,
обладающий первичной картиной мира на
основе
традиционных
ценностей
российского общества.

Физическое
и
оздоровительное

Здоровье

Владеющий основными навыками личной
и общественной гигиены, стремящийся
соблюдать правила безопасного поведения
в быту, социуме (в том числе в цифровой
среде), природе.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в
обществе на основе уважения к людям
труда, результатам их деятельности,
проявляющий
трудолюбие
при
выполнении поручений и
в самостоятельной деятельности.

Этикоэстетическое

Культура
красота

и

Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве, стремящийся к отображению
прекрасного в продуктивных видах
деятельности, обладающий зачатками
художественно-эстетического вкуса.

Раздел II. Содержательный раздел
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания согласовано
с Основной образовательной программой дошкольного образования, в том числе с
учетом компонента парциальной программы «СамоЦвет».
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО,
одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества:
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;

12

 физическое развитие.
В пояснительной записке Программы воспитания ценности воспитания
соотнесены с направлениями воспитательной работы. Направления не заменяют и не
дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют
процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном
процессе. На их основе определяются региональный и муниципальный компоненты.
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Содержание патриотического направления воспитания согласовано с Основной
образовательной программой дошкольного образования, в том числе с учетом
компонента парциальной программы «СамоЦвет».
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства
любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу
и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия;
ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого
понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные
компоненты:
 когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России,
Свердловской области, города Качканара, духовных и культурных традиций и
достижений многонационального народа России;
 эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине –
России, уважением к своему народу, народу России в целом;
 регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и
культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания
ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку,
культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства
собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к
ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их
этнической принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России,
понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к
природе.
При реализации указанных задач воспитатель сосредоточивает свое внимание
на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и
своего народа;

13

 организации коллективных творческих проектов, направленных на
приобщение детей к российским общенациональным традициям;
 формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного
отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности
человека.
2.1.2. Социальное направление воспитания
Содержание социального направления воспитания согласовано с Основной
образовательной программой дошкольного образования, в том числе с учетом
компонента парциальной программы «СамоЦвет».
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе
социального направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его
значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все
многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать
сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать
в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового
отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно
выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная
социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным
аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий
взрослых, появление к моменту подготовки к школе положительной установки к
обучению в школе как важному шагу взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается
в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии
дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа
семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в
фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей
в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев),
милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных
ситуациях.
2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в
обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности,
сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление
личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач воспитатель сосредотачивает свое внимание на
нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с
правилами, традиционные народные игры и пр.;
 воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
 учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных
видах деятельности;
 учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
 организовывать коллективные проекты заботы и помощи;

14

 создавать доброжелательный психологический климат в группе.
2.1.3. Познавательное направление воспитания
Содержание познавательного направления воспитания согласовано с Основной
образовательной программой дошкольного образования, в том числе с учетом
компонента парциальной программы «СамоЦвет».
Ценность – знания.
Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности
познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины
мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к
миру, людям, природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной
инициативы; 2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику
знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернетисточники, дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
 совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения,
сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и
экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов,
чтения и просмотра книг;
 организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности,
проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
 организация насыщенной и структурированной образовательной среды,
включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую
аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
Содержание физического и оздоровительного направления воспитания
согласовано с Основной образовательной программой дошкольного образования, в
том числе с учетом компонента парциальной программы «СамоЦвет».
Ценность – здоровье.
Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни,
где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и
освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности:
выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности,
спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
 обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания
детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье
формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для
гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
 закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней
среды;

15

 укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных
способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
 формирование элементарных представлений в области физической
культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
 организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
 воспитание
экологической
культуры,
обучение
безопасности
жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:
 организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных
народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
 создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
 введение оздоровительных традиций в Учреждения.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является
важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у
дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают
не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих
людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они
должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в Учреждении.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из
ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с
определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и
постепенно они становятся для него привычкой. Формируя у детей культурногигиенические навыки, воспитатель Учреждения должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях
воспитательной работы:
 формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
 формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и
чистоте тела;
 формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
 включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна
вестись в тесном контакте с семьей.
2.1.5. Трудовое направление воспитания
Содержание трудового направления воспитания согласовано с Основной
образовательной программой дошкольного образования, в том числе с учетом
компонента парциальной программы «СамоЦвет».
Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен
принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в
детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд
оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к
осознанию его нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в
формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в

16

приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового
воспитания.
1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с
преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием
трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей,
воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных
навыков планирования.
3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой
задачи).
При реализации данных задач воспитатель Учреждения должен сосредоточить
свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы:
 показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни,
использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
 воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и
старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно
сопряжена с трудолюбием;
 предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они
почувствовали ответственность за свои действия;
 собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей
соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
 связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов
труда, желанием приносить пользу людям.
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
Содержание этико-эстетического направления воспитания согласовано с
Основной образовательной программой дошкольного образования, в том числе с
учетом компонента парциальной программы «СамоЦвет».
Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет
глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам
человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным,
сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения
усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных
представлений.
Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:
1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее
влиянии на внутренний мир человека;
3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной
страны и других народов;
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей
ребенка действительности;

17

6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя
прекрасным, создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель
Учреждения должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных
направлениях воспитательной работы:
 учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их
делами, интересами, удобствами;
 воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности,
этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в
общественных местах;
 воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и
отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко,
разборчиво, владеть голосом;
 воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться
с игрушками, книгами, личными вещами,
имуществом Учреждения; умение
подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и
заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно
убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного
отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного
опыта и развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и
духовной составляющей внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию
предполагают следующее:
 выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих
детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений,
воображения и творчества;
 уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое
включение их произведений в жизнь Учреждения;
 организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей
среды и др.;
 формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного
слова на русском и родном языке;
 реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по
разным направлениям эстетического воспитания.
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
Программа воспитания реализуется в соответствии с Основной
образовательной программой дошкольного образования и предполагает учет
региональных и муниципальных особенностей социокультурного окружения
Учреждения, участие в воспитательно-значимых проектах и программах, которые
предусмотрены Основной образовательной программой дошкольного образования.
В перечне особенностей организации воспитательного процесса в Учреждении
целесообразно отобразить:
 региональные и муниципальные особенности социокультурного окружения
Учреждения;

18

 воспитательно значимые проекты и программы, в которых уже участвует
Учреждение, дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные,
муниципальные и т. д.;
 воспитательно значимые проекты и программы, в которых Учреждение
намерено принять участие, дифференцируемые по признакам: федеральные,
региональные, муниципальные и т.д.;
 ключевые элементы уклада Учреждения;
 наличие инновационных, опережающих, перспективных технологий
воспитательно значимой деятельности, потенциальных «точек роста»;
 существенные отличия Учреждения от других образовательных организаций
по признаку проблемных зон, дефицитов, барьеров, которые преодолеваются
благодаря решениям, отсутствующим или недостаточно выраженным в массовой
практике;
 особенности воспитательно-значимого взаимодействия с социальными
партнерами Учреждения;
 особенности Учреждения, связанные с работой с детьми с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации рабочей программы воспитания
В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения с
социальной ситуации развития ребенка, работа с родителями (законными
представителями) детей дошкольного возраста должна строиться на принципах
ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения
Учреждения. Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников
образовательных отношений составляет основу уклада Учреждения, в котором
строится воспитательная работа.
Работа с семьями воспитанников в рамках реализации Программы воспитания
осуществляется в соответствии и формами и методами, предусмотренными Основной
образовательной программой дошкольного образования.
Раздел III. Организационный раздел
3.1. Общие требования к условиям реализации
воспитания

рабочей программы

Требования к условиям реализации Программы воспитания аналогичны
требованиям к реализации Основной образовательной программы дошкольного
образования.
Программа воспитания Учреждения реализуется через формирование
социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания
уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса
руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее
ценные для нее воспитательные значимые виды совместной деятельности. Уклад
Учреждения направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с
уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:

19

1) Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в
том числе современное материально-техническое обеспечение, методические
материалы и средства обучения.
2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического
коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4) Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в
интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических,
психологических, национальных и пр.).
Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материальнотехнические,
психолого-педагогические,
нормативные,
организационнометодические
и
др.)
синтегрированы
с
соответствующими
пунктами
организационного раздела Образовательной программой Учреждения.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так и
вариативные, – для всех участников образовательных отношений: руководителей,
воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников,
родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения
Учреждения.
Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и
отношений в Учреждении, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу),
безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между
детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми друг с другом. Уклад
включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников
образовательных отношений в социальных сетях.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка
дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни Учреждения.
Для реализации Программы воспитания уклад спроектирован рабочей группой
по разработке рабочей программы воспитания, и принят педагогическим советом,
рассмотрен советом родителей.
Процесс проектирования уклада Учреждения включает следующие шаги.
№ п/п
Шаг
1
Определить ценностно-смысловое
наполнение
жизнедеятельности
Учреждения.

Оформление
Устав Учреждения, локальные акты,
правила поведения для детей и
взрослых, внутренняя символика.

20

2

Отразить
сформулированное
ценностно-смысловое наполнение
во
всех
форматах
жизнедеятельности Учреждения:
– специфику организации видов
деятельности;
–
обустройство
развивающей
предметно-пространственной среды;
–
организацию
режима
дня;
разработку традиций и ритуалов
Учреждения;
– праздники и мероприятия.

ООП ДО и Программа воспитания.

3

Обеспечить
принятие
всеми
участниками
образовательных
отношений уклада Учреждения.

Требования к кадровому составу
и профессиональной подготовке
сотрудников.
Взаимодействие
Учреждения
с
семьями
воспитанников.
Социальное
партнерство
Учреждения
с
социальным
окружением.
Договоры и локальные нормативные
акты.

Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды.
Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые
ориентиры. Воспитывающая среда – это содержательная и динамическая
характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его
вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда строится по трем линиям:
 «от
взрослого»,
который
создает
предметно-образную
среду,
способствующую воспитанию необходимых качеств;
 «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой
формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в
ходе специально организованного педагогического взаимодействия ребенка и
взрослого, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей;
 «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт
деятельности, в особенности – игровой.
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События Учреждения
Взаимодействие взрослого с детьми при реализации Программы воспитания
аналогично взаимодействие взрослого с детьми при реализации Основной
образовательной программы дошкольного образования.
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой
активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта
переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая
ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с

21

другими людьми в значимой для него общности. Воспитательное событие – это
спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном
событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл
своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только
организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой
режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие
дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные
педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным
планом воспитательной работы Учреждения, группы, ситуацией развития
конкретного ребенка.
Проектирование событий в Учреждении осуществляется в следующих формах:
 разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование,
спортивные игры и др.);
 проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими,
ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных
практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий,
культурных традиций народов России;
 создание творческих детско-взрослых проектов (празднование значимых
Дней с приглашением гостей, показ спектакля для детей из соседнего детского сада,
родителей, и т. д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского общества,
создать тематический творческий проект в каждой группе и спроектировать работу с
группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком, с родителями.
3.3. Организация предметно-пространственной среды
Организация предметно-пространственной среды при реализации Программы
воспитания аналогична организации предметно-пространственной среды при
реализации Основной образовательной программы дошкольного образования.
Предметно-пространственная среда (далее – ППС) должна отражает
федеральную, региональную специфику, а также специфику Учреждения и включает:
 оформление помещений;
 оборудование;
 игрушки.
ППС
отражает ценности, на которых строится программа воспитания,
способствует их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, Свердловской области, г.
Качканара и Учреждения.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие
особенности социокультурных условий, в которых находится Учреждение.
Среда - экологична, природосообразна и безопасна.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной
деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с
семьей.

22

Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний,
необходимость научного познания, формирует научную картину мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает
ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей
воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда
ребенка отражаются и сохраняются в среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья,
раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России,
знакомства с особенностями культурных традиций Свердловской области,
г.Качканара. Среда Учреждения гармонична и эстетически привлекательна
Выбор материалов и игрушек для ППС сориентирован на продукцию
отечественных и региональных производителей. Игрушки, материалы и оборудование
должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного
возраста.
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Педагогов 54 в том числе: воспитателей - 42, учителей-логопедов - 3, педагогпсихолог - 2, административный персонал – 5, учебно-вспомогательный персонал 23, обслуживающий персонал- 24 человека. Уровень образования педагогического
коллектива: высшее педагогическое образование: 20 педагогов, среднее
профессиональное 34 педагогов. Всего аттестованных работников - 46, из них: на
высшую квалификационную категорию - 9 человек, на первую – 30, соответствие
занимаемой должности 7 педагогов, не аттестовано – 10. Повышение квалификации
педагогических работников организуется в соответствии графиком повышения
квалификации. Всего в 2020 году прошло обучение на курсах повышения
квалификации 100% педагогов.
Наименование
Функционал, связанный с организацией и реализацией
должности
воспитательного процесса (в соответствии со штатным
расписанием)
Заведующий
- управляет воспитательной деятельностью на уровне ДОУ;
- создает условия, позволяющие педагогическому составу
реализовать воспитательную деятельность;
- формирование мотивации педагогов к участию в
разработке и реализации разнообразных образовательных и
социально значимых проектов;
-организационно-координационная работа при проведении
общесадовых воспитательных мероприятий;
- регулирование воспитательной деятельности в ДОУ;
– контроль за исполнением управленческих решений по
воспитательной деятельности в ДОУ (в том числе
осуществляется через мониторинг качества организации
воспитательной деятельности в ДОУ) - стимулирование
активной воспитательной деятельности педагогов
- участие обучающихся в районных и городских, конкурсах
и т.д.;

23

Заместитель
заведующего

Воспитатель
Инструктор по
физической
культуре
Музыкальный
руководитель

Младший воспитатель

- создание необходимой для осуществления воспитательной
деятельности инфраструктуры;
- проводит анализ итогов воспитательной деятельности в
ДОУ за учебный год;
воспитатель
- планирует воспитательную деятельность в ДОУ на
учебный год, включая
календарный план воспитательной работы на уч. год;
- наполнение сайта ДОУ информацией о воспитательной
деятельности;
- организация повышения психолого-педагогической
квалификации
воспитателей;
- создание необходимой для осуществления воспитательной
деятельности
инфраструктуры;
информирование о наличии возможностей для участия
педагогов в
воспитательной деятельности;
- организация повышения психолого-педагогической
квалификации
воспитателей;
организационно-методическое
сопровождение
воспитательной деятельности
педагогических инициатив;
-участие обучающихся в районных и городских, конкурсах и
т.д.;
- развитие сотрудничества с социальными партнерами;
-обеспечивает занятие обучающихся творчеством, медиа,
физической
культурой;
-формирование сохранение и приумножение нравственных,
культурных и
научных ценностей в условиях современной жизни,
сохранение традиций
ДОУ;
– организация работы по формированию общей культуры
будущего
школьника;
- внедрение здорового образа жизни;
внедрение
достижений,
новых
технологий
образовательного процесса;
-организация
районными,
городскими
и
другими
структурами в рамках
воспитательной деятельности;
- совместно с воспитателем обеспечивает занятие
творчеством, трудовой
деятельностью;

24

- участвует в организации работы по формированию общей
культуры
будущего школьника;
3.5. Нормативно-методическое
программы воспитания

обеспечение

реализации

рабочей

Разработка рабочей образовательной программы воспитания и организация
воспитательной работы в Учреждении спланированы с учетом целей и задач
программ воспитания субъектов Российской Федерации.
1. Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020г.) ст.67.1, п.4;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17
октября 2013г. № 1155;
5. Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года»;
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р;
7. Примерная программа воспитания, одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию от 02 июня 2020г. №
2/20 http://form.instrao.ru;
8. Методические рекомендации по разработке программ воспитания ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
http://form.instrao.ru
9. Комплексная муниципальная программа «Воспитываем Качканарцев» (пост.
УО КГО №318 от 29.12.2018 г.
Локальные акты, регламентирующие управление Учреждением:
♦ Положение о Педагогическом совете
♦ Положение об общем собрании работников Учреждения
♦Положение о Совете родителей
Локальные акты, регламентирующие организационные аспекты деятельности
Учреждения:
♦ Правила внутреннего распорядка обучающихся
♦ Порядок приема, перевода и отчисления детей
♦ Порядок оформления, возникновения, приостановления и прекращения
отношений
♦ Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений

25

Локальные
акты,
регламентирующие
особенности
организации
образовательного процесса:
♦ Положение о рабочей программе
♦ Положение о порядке разработки и утверждения образовательных программ
♦ Положение об организации инклюзивного образования
Локальные акты, регламентирующие оценку и учет образовательных
достижений
обучающихся:
♦ Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования
♦ Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости воспитанников
Локальные акты, регламентирующие права, обязанности и ответственность
работников
ОО:
♦ Правила внутреннего трудового распорядка
♦ Положение о системе оплаты труда работников
♦ Положение о стимулирующих выплатах
♦ Положение о Комиссии по назначению выплат стимулирующего характера
Локальные акты, регламентирующие открытость и доступность информации о
деятельности ОО:
♦ Политика в отношении обработки персональных данных
♦ Положение об информационной безопасности
♦ Положение об официальном сайте
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение
планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей
Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей аналогичны особым
требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных
результатов в работе с особыми категориями детей Основной образовательной
программы дошкольного образования и предусмотрены при ее реализации.
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной
системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей
(психофизиологических,
социальных,
психологических,
этнокультурных,
национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную
ситуацию развития. Инклюзия является ценностной основой уклада Учреждения и
основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада Учреждения: инклюзивное образование – это норма для
воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие,
взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная
ответственность. Эти ценности должны разделяются всеми участниками
образовательных отношений в Учреждении.
На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для
детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда Учреждения обеспечивает

26

возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского
сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность
демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов
сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями,
воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании
развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной
деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детскородительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков,
формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого
ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и
общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого
ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы,
формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих
силах. Событийная организация обеспечивает переживание ребенком опыта
самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
Основными условиями реализации Программы в Учреждении, реализующего
инклюзивное образование, являются:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным
субъектом воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской
деятельности;
5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию
ребенка. Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях Учреждения являются:
1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности;
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с
особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической
компетентности родителей;
4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с
окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и
представлений об окружающем мире;
6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с
ОВЗ;

27

7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
3.7. Примерный календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы аналогичен календарному плану
работы при реализации Основной образовательной программы дошкольного
образования .
На основе Программы воспитания Учреждения составляется ежегодный
примерный календарный план воспитательной работы.
События, формы и методы работы по решению воспитательных задач могут
быть интегративными.
Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации
воспитательного цикла. В ходе разработки должны быть определены цель и алгоритм
действия взрослых, а также задачи и виды деятельности детей в каждой из форм
работы.
В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику
на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики
находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его
поведении.
Основные понятия, используемые в рабочей программе воспитания:
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации воспитанников на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;
Образовательная ситуация – точка пересечения образовательного процесса и
педагогической
деятельности:
каждому типу образовательной
ситуации
соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той
или иной позиции. Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития.
Воспитательные события являются разновидностью образовательных
ситуаций.
Среда образовательная – социокультурное содержание образования,
объединяет в себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в
конкретной социокультурной ситуации, определяет состав становящихся
способностей и качеств. Потенциал образовательной среды для решения целей
воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде.

28

Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая
единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры.
Общность – это качественная характеристика любого объединения людей,
определяющая степень их единства и совместности (детско-взрослая, детская,
профессиональная, профессионально-родительская).
Портрет ребенка – это совокупность характеристик личностных результатов и
достижений ребенка на определенном возрастном этапе.
Социокультурные ценности – основные жизненные смыслы, определяющие
отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные
модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной
жизни и деятельности.
Субъектность – социальный, деятельно-преобразующий способ жизни
человека. Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как
способность ребенка к инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных
видах деятельности, как способность
совершать нравственный поступок,
размышлять о своих действиях и их последствиях.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и
Учреждения, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметнопространственную среду, деятельность и социокультурный контекст.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».