Приложение № 1 к Основной образовательной программе дошкольного образования Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Росинка» (МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка») ПРИНЯТО Решением Педагогического совета МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка» протокол от 28.08.2022 № 1 УТВЕРЖДЕНО: Приказом заведующего МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка» Г.Н.Решетниковой Приказ от 28.08.2022 № 82од РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования Качканар, 2022 1 Содержание Пояснительная записка Раздел I. Целевой раздел 1.1.Целевые ориентиры и планируемые результаты рабочей программы воспитания. 1.2. Методологические основы и принципы построения рабочей программы воспитания 1.2.1.Уклад Учреждения 1.2.2. Воспитывающая среда Учреждения 1.2.3.Общности (сообщества) Учреждения 1.2.4. Социокультурный контекст 1.2.5. Деятельности и культурные практики в Учреждении 1.3.Требования к планируемым результатам освоения рабочей программы воспитания 1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет) 1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет) Раздел II. Содержательный раздел 2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания 2.1.1. Патриотическое направление воспитания 2.1.2. Социальное направление воспитания 2.1.3. Познавательное направление воспитания 2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания 2.1.5.Трудовое направление воспитания 2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания 2.2. Особенности реализации воспитательного процесса 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации рабочей программы воспитания Раздел III. Организационный раздел 3.1 Общие требования к условиям реализации рабочей программы воспитания 3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События Учреждения 3.3. Организация предметно-пространственной среды 3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса 3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации рабочей программы воспитания 3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей 3.7. Календарное планирование воспитательной работы 3.8. Основные понятие, используемые в рабочей программе воспитания 3 4 5 6 6 6 8 9 9 9 11 12 12 13 14 15 16 16 17 18 18 20 21 21 22 22 24 24 2 Пояснительная записка Рабочая программа воспитания Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский «Росинка», реализующего образовательные программы дошкольного образования (далее Программа воспитания), предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Работа по воспитанию, формированию и развитию личности воспитанников в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский «Росинка» (далее – Учреждение) предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования, к реализации Примерной программы воспитания, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 1 июля 2021 г. № 2/21) и размещенной на портале https://fgosreestr.ru. Учреждение руководствуется определением понятия «образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон): «образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации». Программа воспитания является компонентом образовательной программы дошкольного образования (далее – образовательная программа). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации воспитанников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. В основе процесса воспитания детей в Учреждении лежат конституционные и национальные ценности российского общества. Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики 3 возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника Учреждения и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют направления для разработки Программы воспитания. С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в Программе воспитания отражено взаимодействие участников образовательных отношений со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе. Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они находят свое отражение в основных направлениях воспитательной работы Учреждения. Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания. Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания. Программа воспитания реализуется с учетом Основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе с учетом компонента парциальной программы «СамоЦвет». Формы и методы реализации Программы воспитания аналогичны формам и методам реализации Основной образовательной программы дошкольного образования. Реализация Программы воспитания основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений. Учреждение в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемых образовательных программ, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественноэстетического развития, физического развития. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями. Раздел I. Целевой раздел 1.1. Целевые ориентиры программы воспитания и планируемые результаты рабочей Цель и задачи Программы воспитания В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» цель воспитания в Учреждении – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через: 4 1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; 2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения; 3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе. Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (2 мес. – 1 год, 1 год – 3 года, 3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере дошкольного образования. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы. Задачи воспитания отражают воспитательный компонент Основной образовательной программы, в том числе с учетом компонента парциальной программы «СамоЦвет». 1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция Программы воспитания основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности». Программа воспитания руководствуется принципами дошкольного образования, определенными ФГОС ДО. Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы: принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение; принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона; принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить 5 возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни; принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения; принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения; принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. Данные принципы реализуются в укладе Учреждения, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события. Реализация принципов предусмотрена локальными нормативными документами Учреждения. 1.2.1. Уклад Учреждения Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и Учреждения, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметнопространственную среду, деятельности и социокультурный контекст. Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни Учреждения. Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками Учреждения). Обозначение цели и задач Уклада Учреждения предусмотрено в локальных нормативных актах Учреждения. 1.2.2. Воспитывающая среда Учреждения Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовнонравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность. 1.2.3. Общности (сообщества) Учреждения Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками Учреждения. Сами участники общности разделяют ценности, которые заложены в 6 основу Программы воспитания. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности. Воспитатель, а также другие сотрудники должны: быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения; мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию; поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность; заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности; содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу; воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.); учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят; воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение. Профессионально-родительская общность включает сотрудников Учреждения и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в Учреждения. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в Учреждения. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания. Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными. Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач. Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других. 7 Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели. Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности. Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования. Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей. Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения: педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым; улыбка – всегда обязательная часть приветствия; педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки; педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду; тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса; уважительное отношение к личности воспитанника; умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему; умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему; уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми; умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми; умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам; знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада. 1.2.4. Социокультурный контекст Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает 8 на идеи и поведение человека. Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе рабочей программы воспитания. Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей программы воспитания. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы. Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства Учреждения с другими организациями: ТКДН и ЗП, ПДН ОВД, ГАУ «ЦСПС и Д г. Качканара», ГБУЗ СО «Качканарская ЦГБ», 46 ОФПС, а также дошкольные образовательные учреждения Качканарского городского округа (в проведении совместных районных мероприятий), МОУ СОШ № 2,3,4,6,7, Дом детского творчества, Городская библиотека, Городской краеведческий музей, детские театры г. Н. Тагила, г. Краснотурьинска, г. Екатеринбурга, Дворец спорта, Физкультурно-оздоровительный комплекс, женская организация «Женщины ЕВРАЗа КГОк.» В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания. 1.2.5. Деятельности и культурные практики в Учреждении Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики: предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками); культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт); свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей). 1.3. Требования программы воспитания к планируемым результатам освоения рабочей Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем. На уровне Учреждения не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат 9 непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей». Планируемые результаты освоения Программы воспитания согласованы с планируемыми результатами освоения Основной образовательной программы дошкольного образования, а том числе с результатами освоения компонента парциальной программы «СамоЦвет». 1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной младенческого и раннего возраста (до 3 лет) работы для детей Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам) Направление воспитания Патриотическое Ценности Показатели Родина, природа Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения. Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности. Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д. Стремящийся быть опрятным. Проявляющий интерес к физической активности. Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в Учреждении, на природе. Социальное Человек, семья, дружба, сотрудничество Познавательное Знание Физическое и оздоровительное Здоровье 10 Трудовое Труд Этикоэстетическое Культура красота Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях. Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности. и Эмоционально отзывчивый к красоте. Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности. 1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет) Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам) Направления воспитания Патриотическое Социальное Ценности Показатели Родина, природа Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. Человек, семья, дружба, сотрудничество Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. 11 Познавательное Знания Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества. Физическое и оздоровительное Здоровье Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. Трудовое Труд Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. Этикоэстетическое Культура красота и Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса. Раздел II. Содержательный раздел 2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания согласовано с Основной образовательной программой дошкольного образования, в том числе с учетом компонента парциальной программы «СамоЦвет». Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; 12 физическое развитие. В пояснительной записке Программы воспитания ценности воспитания соотнесены с направлениями воспитательной работы. Направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе определяются региональный и муниципальный компоненты. 2.1.1. Патриотическое направление воспитания Содержание патриотического направления воспитания согласовано с Основной образовательной программой дошкольного образования, в том числе с учетом компонента парциальной программы «СамоЦвет». Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу. Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты: когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, Свердловской области, города Качканара, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России; эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом; регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России. Задачи патриотического воспитания: 1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа; 2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа; 3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; 4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе. При реализации указанных задач воспитатель сосредоточивает свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа; 13 организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям; формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека. 2.1.2. Социальное направление воспитания Содержание социального направления воспитания согласовано с Основной образовательной программой дошкольного образования, в том числе с учетом компонента парциальной программы «СамоЦвет». Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления. Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе. Выделяются основные задачи социального направления воспитания. 1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях. 2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила. 3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма. При реализации данных задач воспитатель сосредотачивает свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.; воспитывать у детей навыки поведения в обществе; учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности; учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей; организовывать коллективные проекты заботы и помощи; 14 создавать доброжелательный психологический климат в группе. 2.1.3. Познавательное направление воспитания Содержание познавательного направления воспитания согласовано с Основной образовательной программой дошкольного образования, в том числе с учетом компонента парциальной программы «СамоЦвет». Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания. Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. Задачи познавательного направления воспитания: 1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы; 2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний; 3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернетисточники, дискуссии и др.). Направления деятельности воспитателя: совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг; организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми; организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования. 2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания Содержание физического и оздоровительного направления воспитания согласовано с Основной образовательной программой дошкольного образования, в том числе с учетом компонента парциальной программы «СамоЦвет». Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок. Задачи по формированию здорового образа жизни: обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка; закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды; 15 укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям; формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни; организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня; воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности. Направления деятельности воспитателя: организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада; создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни; введение оздоровительных традиций в Учреждения. Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей. Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в Учреждении. В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой. Формируя у детей культурногигиенические навыки, воспитатель Учреждения должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи; формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела; формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом; включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру. Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей. 2.1.5. Трудовое направление воспитания Содержание трудового направления воспитания согласовано с Основной образовательной программой дошкольного образования, в том числе с учетом компонента парциальной программы «СамоЦвет». Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны. Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в 16 приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания. 1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей. 2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования. 3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи). При реализации данных задач воспитатель Учреждения должен сосредоточить свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы: показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников; воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием; предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия; собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности; связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям. 2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания Содержание этико-эстетического направления воспитания согласовано с Основной образовательной программой дошкольного образования, в том числе с учетом компонента парциальной программы «СамоЦвет». Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений. Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания: 1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений; 2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека; 3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми; 4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов; 5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности; 17 6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его. Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель Учреждения должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами; воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах; воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом; воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом Учреждения; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду. Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка. Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее: выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества; уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь Учреждения; организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.; формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке; реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания. 2.2. Особенности реализации воспитательного процесса Программа воспитания реализуется в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования и предполагает учет региональных и муниципальных особенностей социокультурного окружения Учреждения, участие в воспитательно-значимых проектах и программах, которые предусмотрены Основной образовательной программой дошкольного образования. В перечне особенностей организации воспитательного процесса в Учреждении целесообразно отобразить: региональные и муниципальные особенности социокультурного окружения Учреждения; 18 воспитательно значимые проекты и программы, в которых уже участвует Учреждение, дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, муниципальные и т. д.; воспитательно значимые проекты и программы, в которых Учреждение намерено принять участие, дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, муниципальные и т.д.; ключевые элементы уклада Учреждения; наличие инновационных, опережающих, перспективных технологий воспитательно значимой деятельности, потенциальных «точек роста»; существенные отличия Учреждения от других образовательных организаций по признаку проблемных зон, дефицитов, барьеров, которые преодолеваются благодаря решениям, отсутствующим или недостаточно выраженным в массовой практике; особенности воспитательно-значимого взаимодействия с социальными партнерами Учреждения; особенности Учреждения, связанные с работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью. 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации рабочей программы воспитания В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения с социальной ситуации развития ребенка, работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста должна строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения Учреждения. Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных отношений составляет основу уклада Учреждения, в котором строится воспитательная работа. Работа с семьями воспитанников в рамках реализации Программы воспитания осуществляется в соответствии и формами и методами, предусмотренными Основной образовательной программой дошкольного образования. Раздел III. Организационный раздел 3.1. Общие требования к условиям реализации воспитания рабочей программы Требования к условиям реализации Программы воспитания аналогичны требованиям к реализации Основной образовательной программы дошкольного образования. Программа воспитания Учреждения реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательные значимые виды совместной деятельности. Уклад Учреждения направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования: 19 1) Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения. 2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания. 3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания. 4) Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.). Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материальнотехнические, психолого-педагогические, нормативные, организационнометодические и др.) синтегрированы с соответствующими пунктами организационного раздела Образовательной программой Учреждения. Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так и вариативные, – для всех участников образовательных отношений: руководителей, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения Учреждения. Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений в Учреждении, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях. Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни Учреждения. Для реализации Программы воспитания уклад спроектирован рабочей группой по разработке рабочей программы воспитания, и принят педагогическим советом, рассмотрен советом родителей. Процесс проектирования уклада Учреждения включает следующие шаги. № п/п Шаг 1 Определить ценностно-смысловое наполнение жизнедеятельности Учреждения. Оформление Устав Учреждения, локальные акты, правила поведения для детей и взрослых, внутренняя символика. 20 2 Отразить сформулированное ценностно-смысловое наполнение во всех форматах жизнедеятельности Учреждения: – специфику организации видов деятельности; – обустройство развивающей предметно-пространственной среды; – организацию режима дня; разработку традиций и ритуалов Учреждения; – праздники и мероприятия. ООП ДО и Программа воспитания. 3 Обеспечить принятие всеми участниками образовательных отношений уклада Учреждения. Требования к кадровому составу и профессиональной подготовке сотрудников. Взаимодействие Учреждения с семьями воспитанников. Социальное партнерство Учреждения с социальным окружением. Договоры и локальные нормативные акты. Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая среда – это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности. Воспитывающая среда строится по трем линиям: «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую воспитанию необходимых качеств; «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей; «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности, в особенности – игровой. 3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События Учреждения Взаимодействие взрослого с детьми при реализации Программы воспитания аналогично взаимодействие взрослого с детьми при реализации Основной образовательной программы дошкольного образования. Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с 21 другими людьми в значимой для него общности. Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы Учреждения, группы, ситуацией развития конкретного ребенка. Проектирование событий в Учреждении осуществляется в следующих формах: разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.); проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России; создание творческих детско-взрослых проектов (празднование значимых Дней с приглашением гостей, показ спектакля для детей из соседнего детского сада, родителей, и т. д.). Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества, создать тематический творческий проект в каждой группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком, с родителями. 3.3. Организация предметно-пространственной среды Организация предметно-пространственной среды при реализации Программы воспитания аналогична организации предметно-пространственной среды при реализации Основной образовательной программы дошкольного образования. Предметно-пространственная среда (далее – ППС) должна отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику Учреждения и включает: оформление помещений; оборудование; игрушки. ППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания, способствует их принятию и раскрытию ребенком. Среда включает знаки и символы государства, Свердловской области, г. Качканара и Учреждения. Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится Учреждение. Среда - экологична, природосообразна и безопасна. Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей. 22 Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира. Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка отражаются и сохраняются в среде. Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта. Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями культурных традиций Свердловской области, г.Качканара. Среда Учреждения гармонична и эстетически привлекательна Выбор материалов и игрушек для ППС сориентирован на продукцию отечественных и региональных производителей. Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста. 3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса Педагогов 54 в том числе: воспитателей - 42, учителей-логопедов - 3, педагогпсихолог - 2, административный персонал – 5, учебно-вспомогательный персонал 23, обслуживающий персонал- 24 человека. Уровень образования педагогического коллектива: высшее педагогическое образование: 20 педагогов, среднее профессиональное 34 педагогов. Всего аттестованных работников - 46, из них: на высшую квалификационную категорию - 9 человек, на первую – 30, соответствие занимаемой должности 7 педагогов, не аттестовано – 10. Повышение квалификации педагогических работников организуется в соответствии графиком повышения квалификации. Всего в 2020 году прошло обучение на курсах повышения квалификации 100% педагогов. Наименование Функционал, связанный с организацией и реализацией должности воспитательного процесса (в соответствии со штатным расписанием) Заведующий - управляет воспитательной деятельностью на уровне ДОУ; - создает условия, позволяющие педагогическому составу реализовать воспитательную деятельность; - формирование мотивации педагогов к участию в разработке и реализации разнообразных образовательных и социально значимых проектов; -организационно-координационная работа при проведении общесадовых воспитательных мероприятий; - регулирование воспитательной деятельности в ДОУ; – контроль за исполнением управленческих решений по воспитательной деятельности в ДОУ (в том числе осуществляется через мониторинг качества организации воспитательной деятельности в ДОУ) - стимулирование активной воспитательной деятельности педагогов - участие обучающихся в районных и городских, конкурсах и т.д.; 23 Заместитель заведующего Воспитатель Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель Младший воспитатель - создание необходимой для осуществления воспитательной деятельности инфраструктуры; - проводит анализ итогов воспитательной деятельности в ДОУ за учебный год; воспитатель - планирует воспитательную деятельность в ДОУ на учебный год, включая календарный план воспитательной работы на уч. год; - наполнение сайта ДОУ информацией о воспитательной деятельности; - организация повышения психолого-педагогической квалификации воспитателей; - создание необходимой для осуществления воспитательной деятельности инфраструктуры; информирование о наличии возможностей для участия педагогов в воспитательной деятельности; - организация повышения психолого-педагогической квалификации воспитателей; организационно-методическое сопровождение воспитательной деятельности педагогических инициатив; -участие обучающихся в районных и городских, конкурсах и т.д.; - развитие сотрудничества с социальными партнерами; -обеспечивает занятие обучающихся творчеством, медиа, физической культурой; -формирование сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение традиций ДОУ; – организация работы по формированию общей культуры будущего школьника; - внедрение здорового образа жизни; внедрение достижений, новых технологий образовательного процесса; -организация районными, городскими и другими структурами в рамках воспитательной деятельности; - совместно с воспитателем обеспечивает занятие творчеством, трудовой деятельностью; 24 - участвует в организации работы по формированию общей культуры будущего школьника; 3.5. Нормативно-методическое программы воспитания обеспечение реализации рабочей Разработка рабочей образовательной программы воспитания и организация воспитательной работы в Учреждении спланированы с учетом целей и задач программ воспитания субъектов Российской Федерации. 1. Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020г.) ст.67.1, п.4; 2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся; 4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155; 5. Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; 6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р; 7. Примерная программа воспитания, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 02 июня 2020г. № 2/20 http://form.instrao.ru; 8. Методические рекомендации по разработке программ воспитания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» http://form.instrao.ru 9. Комплексная муниципальная программа «Воспитываем Качканарцев» (пост. УО КГО №318 от 29.12.2018 г. Локальные акты, регламентирующие управление Учреждением: ♦ Положение о Педагогическом совете ♦ Положение об общем собрании работников Учреждения ♦Положение о Совете родителей Локальные акты, регламентирующие организационные аспекты деятельности Учреждения: ♦ Правила внутреннего распорядка обучающихся ♦ Порядок приема, перевода и отчисления детей ♦ Порядок оформления, возникновения, приостановления и прекращения отношений ♦ Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений 25 Локальные акты, регламентирующие особенности организации образовательного процесса: ♦ Положение о рабочей программе ♦ Положение о порядке разработки и утверждения образовательных программ ♦ Положение об организации инклюзивного образования Локальные акты, регламентирующие оценку и учет образовательных достижений обучающихся: ♦ Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования ♦ Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости воспитанников Локальные акты, регламентирующие права, обязанности и ответственность работников ОО: ♦ Правила внутреннего трудового распорядка ♦ Положение о системе оплаты труда работников ♦ Положение о стимулирующих выплатах ♦ Положение о Комиссии по назначению выплат стимулирующего характера Локальные акты, регламентирующие открытость и доступность информации о деятельности ОО: ♦ Политика в отношении обработки персональных данных ♦ Положение об информационной безопасности ♦ Положение об официальном сайте 3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей аналогичны особым требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей Основной образовательной программы дошкольного образования и предусмотрены при ее реализации. Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития. Инклюзия является ценностной основой уклада Учреждения и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий. На уровне уклада Учреждения: инклюзивное образование – это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяются всеми участниками образовательных отношений в Учреждении. На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда Учреждения обеспечивает 26 возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка. На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности. На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детскородительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития. На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация обеспечивает переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых. Основными условиями реализации Программы в Учреждении, реализующего инклюзивное образование, являются: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания; 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности; 5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка. Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях Учреждения являются: 1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности; 2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; 3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей; 4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество; 5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире; 6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ; 27 7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 3.7. Примерный календарный план воспитательной работы Календарный план воспитательной работы аналогичен календарному плану работы при реализации Основной образовательной программы дошкольного образования . На основе Программы воспитания Учреждения составляется ежегодный примерный календарный план воспитательной работы. События, формы и методы работы по решению воспитательных задач могут быть интегративными. Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла. В ходе разработки должны быть определены цель и алгоритм действия взрослых, а также задачи и виды деятельности детей в каждой из форм работы. В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении. Основные понятия, используемые в рабочей программе воспитания: Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации воспитанников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде; Образовательная ситуация – точка пересечения образовательного процесса и педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции. Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития. Воспитательные события являются разновидностью образовательных ситуаций. Среда образовательная – социокультурное содержание образования, объединяет в себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной ситуации, определяет состав становящихся способностей и качеств. Потенциал образовательной среды для решения целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде. 28 Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность – это качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности (детско-взрослая, детская, профессиональная, профессионально-родительская). Портрет ребенка – это совокупность характеристик личностных результатов и достижений ребенка на определенном возрастном этапе. Социокультурные ценности – основные жизненные смыслы, определяющие отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности. Субъектность – социальный, деятельно-преобразующий способ жизни человека. Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенка к инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности, как способность совершать нравственный поступок, размышлять о своих действиях и их последствиях. Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и Учреждения, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметнопространственную среду, деятельность и социокультурный контекст. 29