Учебный план 2022-2023

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»
(МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка»)
ПРИНЯТО
решением Педагогического совета
МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка»
протокол от 28.08.2022 № 1

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом заведующего
МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка»
Г.Н.Решетниковой
от 28.08.2022 № 82од

с учетом мнения Совета
родителей (законных
представителей) воспитанников
протокол от 28.08.2022 № 5

Учебный план
образовательной деятельности
с детьми раннего и дошкольного возраста
на 2022 – 2023 учебный год

Пояснительная записка
Нормативные основания составления учебного плана
Учебный план Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр
развития ребенка - детский сад «Росинка» (далее - Учреждение), разработан в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от
29.12.2012;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155;
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО);
4. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки
России) Департамента общего образования 28 февраля 2014г. № 08-249 «Комментарии
к ФГОС дошкольного образования».
5. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 31
июля 2020 года № 373;
6. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 N 28;
7. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2.
Принципы формирования учебного плана
 Принцип развивающего образования;
 Принцип интеграции образовательных областей, видов, средств и форм
образовательной деятельности, в соответствии с возрастными особенностями,
возможностями;
 Принцип достаточности, необходимости и соответствия;
 Принцип научного обоснования и практического применения;
 Принцип решения программных образовательных задач в рамках организации
непосредственно образовательной, совместной, самостоятельной деятельности взрослого
и ребенка, также при осуществлении режимных моментов;
 Принцип построения образовательного процесса с учетом возрастных, личностных,
индивидуальных особенностей воспитанников. При формировании учебного плана учтены
потребности, возможности, инициативы воспитанников и их родителей, а также педагогов.
Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений.
Учебный план – документ, который определяет перечень образовательных областей (с
учетом принципа интеграции содержания), образовательную нагрузку на ребенка (с учетом
возраста) в организованных формах обучения (образовательных предложений для всей группы
детей) в детских видах деятельности - непрерывной образовательной деятельности, их

последовательность и распределение по частоте, длительности организации (количество
условных часов (периодов), их длительность) каждого из пяти модулей образовательной
деятельности, обеспечивающих освоение ООП ДО. При необходимости может быть
разработан и реализован индивидуальный учебный план (индивидуальный образовательный
маршрут).
Учебный план разработан с учетом потребностей участников образовательных
отношений и особенностей реализуемых основных образовательных программ
дошкольного образования:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования Учреждения;
2. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для
детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи;
Учебный план представляет документ, учитывающий специфику дошкольного
образования, отсутствие предметного характера содержания образования на данном уровне
образования, реализацию модулей образовательной модулей образовательной программы.
Учебный план определяет образовательную нагрузку на ребенка (с учетом возраста) в
организованных формах обучения (образовательных предложений для всей группы детей) в
детских видах деятельности, их последовательность и распределение по частоте,
длительности организации (количество условных часов (периодов), их длительность)
каждого из пяти модулей образовательной деятельности, обеспечивающих освоение ООП
ДО. Планирование образовательной деятельности в режимных моментах в течение дня
с распределением времени, на основе действующего СанПиН отражается в Распорядке дня.
Учебный план является локальным нормативным документом, устанавливающим
перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение
непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД), при этом данное
распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность
варьирования и интеграции с учетом интересов и инициатив воспитанников.
Реализация учебного плана обеспечивает развитие личности детей дошкольного
возраста в различных видах общения и деятельности, мотивации и способностей
воспитанников с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических
особенностей.
Допускается
осуществлять образовательную
деятельность на игровой площадке во время прогулки. Учебный план обеспечивает
целостность образовательного процесса в течении всего дня и времени пребывания
ребенка в Учреждении.
Решение образовательных задач в рамках совместной деятельности взрослого и
детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не
сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и
уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе
режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным
выполнением функций по присмотру и уходу за детьми - утренним приемом детей,
прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию
различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательноисследовательской,
речевой,
продуктивной,
музыкально-художественной,
изобразительной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их
интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых
осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня
освоения ООП ДО и решения конкретных образовательных задач.
Объём образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной
деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных
моментов) является примерным, дозирование нагрузки — условным, обозначающим
пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по
реализации и освоению содержания дошкольного образования. Педагоги

самостоятельно определяют ежедневный объём образовательной нагрузки при
планировании работы по реализации ООП ДО в зависимости от решения конкретных
образовательных задач.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей:
от 1,5 до 3 лет – 8-10 минут;
от 3 до 4 лет - 15 минут;
от 4 до 5 лет - 20 минут;
от 5 до 6 лет - 25 минут;
от 6 до 7 лет - 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня
не превышает:
в группе раннего возраста – 10 минут
в младшей группе – 30 минут
в средней группе - 40 минут
в старшей группе – 50 минут
в подготовительной группе - 1,5 часа
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность,
проводят физкультурные минутки, гимнастику для глаз. Все время обеспечивается
контроль за осанкой. Перерывы между периодами непрерывной образовательной
деятельности - не менее 10 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки во второй половине дня
не превышает:
в группе раннего возраста – 10 минут
в младшей группе – 15 минут
в средней группе - 20 минут
в старшей группе – 25 минут
в подготовительной группе - 30 минут.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности
и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня. Для
профилактики утомляемости детей она сочетается с образовательной деятельностью,
направленной на физическое и музыкальное развитие детей.
В группах раннего возраста все занятия, кроме музыкальных, проводятся по
подгруппам. Игровые действия игры с дидактическими игрушками (материалами)
чередуются с конструированием (например: 1,3 неделя месяца - игры с дидактическими
игрушками, 2, 4 неделя – конструирование)
В группах комбинированной направленности фронтальные логопедические занятия
проводятся по подгруппам.
Один раз в неделю для детей 10 групп (здание 1) организуются игры на воде.
Учебный год (образовательный период) начинается 1 сентября а заканчивается 31
мая. Учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 12часовое пребывание воспитанников.
В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера
проводятся физкультурные минутки, динамические паузы.
Перерывы между периодами НОД – не менее 10 минут.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности
и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который
позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.
С детьми раннего возраста, младшего, среднего дошкольного возраста непрерывная
образовательная деятельность осуществляется только в первой половине дня.

С детьми старшей группы непрерывная образовательная деятельность осуществляется
как в первой половине дня, так и во второй половине дня после дневного сна. Ее
продолжительность составляет не более 75 минут в день. Непрерывная образовательная
деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного
напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления
детей проводятся физкультурные и музыкальные занятия.
Количество и продолжительность непрерывной образовательной деятельности
устанавливаются в соответствии с перечнем образовательных областей ФГОС ДО, объема
времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности с детьми
(СанПиН), при этом данное распределение не является жестко регламентированным и
предусматривает возможность интеграции, гибкости.
Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет круглогодично организуются занятия по
физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у
детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды,
соответствующей погодным условиям.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непрерывная
образовательная деятельность по физическому развитию организуется на открытом
воздухе.
Для достижения достаточного объема двигательной активности воспитанников
используются все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким
включением подвижных игр, спортивных упражнений. Работа по физическому развитию
проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинского
работника.
В Учебном плане установлено соотношение между обязательной частью и частью,
формируемой участниками образовательных отношений. В структуре учебного плана
выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных
отношений. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной
программы - образовательной программы дошкольного образования в группе детей
раннего возраста составляет не менее 80 % от общего нормативного времени,
отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного
образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений не
превышает 20%. Выполнение обязательной части ООП ДО в группах для детей
дошкольного возраста общеразвивающей направленности составляет не менее 60 % от
общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной
программы
дошкольного
образования.
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений не превышает 40%.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает вариативность образования; отражает специфику детского сада; позволяет
более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать
специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в
которых осуществляется образовательный процесс.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО обе части являются взаимодополняющими,
сохраняя комплексность подхода в направлениях развития и образования детей (далее –
образовательные области) и представлены модулями образовательной деятельности:

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,

целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование
готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
Учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности
и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление
сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о
планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и
народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой,
детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения
грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной
и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности
детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба,
бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о
некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей
здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Содержание указанных модулей образовательной деятельности (образовательных
областей) зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется
целями и задачами ООП ДО и реализуется в различных видах деятельности (общении,
игре, познавательно - исследовательской деятельности - как сквозных механизмах
развития ребенка):
- для детей раннего возраста (1,5 года – 3 года) - ряд видов деятельности, таких как
игровая, включая ролевую игру, речевые игры, игры со строительным материалом, игры с
дидактическими материалами и игрушками, музыкальные игры, предметная и
познавательно – исследовательская деятельность, изобразительная деятельность (лепка,
рисование), двигательная активность.

- для детей дошкольного возраста (3 года – 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как
игровая, включая сюжетно – ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр,
коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной
литературы, самообслуживание и бытовой труд, конструирование, изобразительная
(рисование, лепка, аппликация), музыкальная и двигательная формы активности ребенка.
В соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного
образования в обязательной части учебного плана определено время на образовательную
деятельность, отведенное на реализацию 5 образовательных областей, с выделением видов
образовательной деятельности.
Каждой образовательной области соответствует определенный вид образовательной
деятельности:
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» отражено в учебном
плане. Занятия как «условные часы» используются как одна из форм образовательной
деятельности, предусмотренной как в обязательной части, так и в части формируемой
участниками образовательных отношений, кроме этого в учебном плане отражены
основные виды деятельности в соответствии с ФГОС ДО наиболее характерные для
каждого возраста детей.
Обязательная часть представляет комплексность подхода с учетом содержания
Основной образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение» / под
ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. — М.: Издательство «Национальное
образование», 2019. — 334с. (Рецензия № 210/07 от 21.06.2019 г. от ФГБНУ «ИИДСВ
РАО». Решение ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ РАО», Протокол № 4 от 28 мая 2019 г.),
обеспечивая развитие воспитанников, во всех пяти взаимодополняющих образовательных
областях и составляет не менее 60 %.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40
% от общего нормативного времени, отводимого на освоение ООП Учреждения и
представлена реализацией образовательной программы
дошкольного образования
«СамоЦвет» / Н. В. Дягилева, О. В. Закревская, О. В. Толстикова, О. А. Трофимова;
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области,
Государственное
автономное
образовательное
учреждение
дополнительного
профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования».
- Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. - 438 с.), что отражает специфику
национально - культурных, демографических и климатических условий города Качканара
и Среднего Урала.

Учебный план
непосредственно образовательной деятельности
с детьми раннего возраста (1 – 3 года)

Речевое развитие
Художественноэстетическое
развитие
Физическое развитие

Виды игр, игровых действий и другой
деятельности

Образовательная деятельность в
центрах активности

Модуль
образовательной
деятельности
(образовательная
область)
Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие

Количество часов
(условное) в
неделю
ФЧ
ОЧ

Игровые действия, игры с
дидактическими материалами и
игрушками
Предметная и познавательно –
исследовательская деятельность
Игровые действия, игры со
строительным материалом/
конструирование
Речевые игры
Музыкальные игры/ музыкальная
деятельность
Изобразительная деятельность
(лепка, рисование)

0,5

Развитие движений/ физкультура

1
3

Итого

1,5

0,5
0,5

0,5
1

1,5
1
1

1
7
10

ОЧ – обязательная часть Программы
ФЧ – часть, формируемая участниками образовательных отношений
Примечание. Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
организуется в совместной деятельности с детьми. Игровая деятельность осуществляется в ходе
образовательной деятельности с детьми в совместной деятельности и самостоятельной
деятельности детей.

Учебный план
непосредственно образовательной деятельности
с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
в группах общеразвивающей направленности
Модуль
образовательной
деятельности
(образовательная
область)
Социальнокоммуникативное
развитие

Вид деятельности детей

Количество часов (условное) в
неделю
Младшая
Средняя
(3-4 года)
(4-5 лет)
ОЧ

ФЧ

ОЧ

ФЧ

Детский совет, итоговый сбор

1

0

1

0

Час портфолио

1

0

1

1

2

1

2

1

Чтение художественной
литературы (Час книги)
Музыкальная деятельность

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

1

1

Двигательная деятельность

1

1

1

1

6,5

3,5

6,5

4,5

Познавательное
развитие

Речевое развитие

Художественно эстетическое
развитие

Физическое
развитие

Работа в центрах активности на основе
самоопределения

Центр игры
Центр познания
Центр конструирования
Центр математики
Центр кулинарии
Центр развития речи
Центр книги
Центр творчества

Итого:

10

11

ОЧ – обязательная часть Программы
ФЧ – часть, формируемая участниками образовательных отношений
Примечание. Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
организуется в совместной деятельности с детьми. Игровая деятельность осуществляется в ходе
образовательной деятельности с детьми в совместной деятельности и самостоятельной
деятельности детей.

Учебный план
непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
в группах общеразвивающей направленности
Модуль
образовательной
деятельности
(образовательная
область)

Социальнокоммуникативное
развитие

Вид деятельности детей

Количество часов (условное) в
неделю
Старшая
Подготови
группа (5-6 лет)
тельная
группа
(6-7 лет)
ОЧ

ФЧ

ОЧ

ФЧ

Детский совет, итоговый сбор

1

1

1

1

Час Портфолио

1

0

1

0

3

1

4

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1,5
2
0
9

0,5
0
1
4

1,5
2
0
10

0,5
0
1
4

Познавательное
развитие

Речевое развитие

Художественно эстетическое
развитие

Физическое
развитие

Работа в центрах активности на основе
самоопределения

Центр игры
Центр познания
Центр конструирования
Центр математики
Центр кулинарии
Центр развития речи
Центр книги
Центр творчества

Чтение художественной
литературы (Час книги)
Музыкальная деятельность
Двигательная деятельность
Плаванье
Итого:

13
ОЧ – обязательная часть Программы
ФЧ – часть, формируемая участниками образовательных отношений

14

Учебный план
непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в группах
комбинированной направленности для детей с нарушением речи
Модуль
образовательной
деятельности
(образовательная
область)

Вид деятельности детей

Социальнокоммуникативное
развитие

Старшая
группа
(5-6 лет)

Подготовите
льная группа
(6-7 лет)

ОЧ

ФЧ

ОЧ

ФЧ

Детский совет, итоговый сбор

1

1

1

1

Час Портфолио

1

0

1

0

3

1

4

1

0.5

0.5

0.5

0.5

1
2
0
3
2
1

2
0
1
0
0
0

1
2
0
3
2
1

2
0
1
0
0
0

14,5

5,5

15,5

5,5

Познавательное
развитие

Речевое развитие

Художественно эстетическое
развитие

Работа в центрах активности на основе
самоопределения

Центр игры
Центр познания
Центр конструирования
Центр математики
Центр кулинарии
Центр развития речи
Центр книги
Центр творчества

Чтение художественной
литературы (Час книги)
Музыкальная деятельность
Физическое
Двигательная деятельность
развитие
Игры на воде
Логопедические фронтальные занятия (Логопед)
Логопедические индивидуальные занятия (Логопед)
Фронтальные занятия с педагогом – психологом
(Психолог)
Итого:

20
ОЧ – обязательная часть Программы
ФЧ – часть, формируемая участниками образовательных отношений

21

Количество одновременно задействованных центров активности варьируется в
зависимости от интересов детей, выбора содержания детских проектов и педагогических
задач.
Виды детской деятельности (активности) не указанные в учебном плане реализуются в
ходе образовательной деятельности с детьми в режимных моментах и самостоятельной
деятельности детей.
Таким образом, реализуется принцип индивидуализации дошкольного образования,
при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования
(становится субъектом образования)
Индивидуальные логопедические занятия, занятия с педагогом - психологом
проводятся в течении дня в режимных моментах (кроме времени прогулки, музыкальных и
физкультурных занятий) по плану специалиста.
На основе Учебного плана составлено расписание непосредственно образовательной
деятельности. Цель расписания – отрегулировать нагрузку, определить чередование
различных видов образовательной деятельности в целях предупреждения утомляемости
детского организма, разнообразия форм организации образовательной деятельности,
чередование статичных и динамичных видов деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».