Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Росинка» (МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка») ПРИНЯТО решением Педагогического совета МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка» протокол от 28.09.2022 № 2 УТВЕРЖДЕНО: Приказом заведующего МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка» Г.Н.Решетниковой от 28.09.2022 № 99од с учетом мнения Совета родителей (законных представителей) воспитанников МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка» протокол от 28.09.2022 № 4 ПОЛОЖЕНИЕ о группах комбинированной направленности 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение (далее – Положение) регулирует деятельность групп комбинированной направленности для детей дошкольного возраста, созданных в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка» (далее – Учреждение), реализующем образовательную программу дошкольного образования и адаптированные образовательные программы дошкольного образования. 1.2. Группы комбинированной направленности для детей дошкольного возраста (далее - группы комбинированной направленности) создаются в целях реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам дошкольного образования в условиях инклюзивного образования. 1.3. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей, детей - инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательной программой дошкольного образования Учреждения, адаптированными образовательными программами, а также с учетом особенностей психофизического развития детей с ОВЗ. 1.4. Нормативными основаниями для деятельности комбинированных групп является: - Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации" - Приказ Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования; 2 - Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"; - Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; - Постановление главного государственного санитарного врача РФ N 26 от 28.09.2020 №28. «Об утверждении СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - Устав Учреждения. 1.5. Срок нахождения детей в группе комбинированной направленности определяется рекомендациями ПМПК и заявлением родителей (законных представителей). 1.6. Настоящее Положение является локальным нормативным актом Учреждения. 1.7. Положение принимается Педагогическим советом, с учетом мнения родителей (законных представителей) воспитанников и утверждается приказом заведующего Учреждением. 1.8. Изменения и дополнения, в Положение принимается Педагогическим советом, с учетом мнения родителей (законных представителей) воспитанников. Срок действия Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 2. Цели и задачи группы комбинированной направленности 2.1. Основной целью группы комбинированной направленности является создание условий для социальной интеграции и развития детей с ОВЗ, реализации равных прав детей на дошкольное образование, увеличение охвата детей дошкольным образованием. 2.2. При организации групп комбинированной направленности решаются следующие задачи: - создание условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ; - реализация адаптированной программы дошкольного образования с учетом характера нарушения в развитии детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования; - реализация образовательной программы дошкольного образования для нормально развивающихся детей; - осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в Учреждении; - интеллектуальное и личностное развитие детей всех категорий с учётом индивидуальных особенностей; - становление у детей основ общечеловеческих ценностей, таких качеств как доброжелательность, стремление к самостоятельной деятельности, общению, оказанию помощи и поддержки, принятию; - подготовка родителей детей дошкольного возраста к толерантному восприятию новой интеграционной модели организации жизни детей в детском саду; 3 - оказание помощи и поддержки родителям детей с ОВЗ в вопросах коррекционно-развивающего обучения, организации общения со сверстниками, нормализации детско-родительских отношений. 3. Порядок создания группы комбинированной направленности 3.1. Группа комбинированной направленности создаётся приказом заведующего Учреждением. 3.2. Порядок комплектования группы комбинированной направленности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3.3. Прием детей с ОВЗ в группу комбинированной направленности может проводиться в течение всего года при наличии свободных мест. 3.4. Перевод детей из группы комбинированной направленности в группы общеразвивающей направленности возможен на основании заявления родителей (законных представителей) и заключения ПМПК для детей с ОВЗ. 3.5. Группы комбинированной направленности создаются в Учреждении для детей в возрасте от 3 до 7 лет. 3.6. Основанием для зачисления в группу комбинированной направленности является: - письменное заявление родителей (законных представителей) на имя заведующего Учреждением; - заключение ПМПК для детей с ОВЗ; - согласие на обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования. В группу комбинированной направленности нормально развивающихся детей принимают по правилам комплектования групп общеразвивающей направленности. 3.7. В группы зачисляются дети одинакового возраста. В случае необходимости допускается комплектование разновозрастных групп, с учетом возможности соблюдения режима дня, соответствующего анатомическим и физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы. При комплектовании группы комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ОВЗ ; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе. 3.8. Предельная наполняемость групп комбинированной направленности установлена Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования и регламентируется муниципальным заданием. 4. Участники образовательного процесса в группе комбинированной направленности 4.1. Участниками образовательного процесса группы комбинированной направленности являются воспитанники, родители (законные представители), педагогические работники и специалисты Учреждения. 4.2. При приеме ребенка в группу комбинированной направленности заведующий Учреждением обязан ознакомить его родителей (законных представителей) с Уставом Учреждения, лицензией на осуществление образовательной деятельности, учебно-программной документацией и другими 4 документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности. 4.3. Отношения между Учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке и включающим взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания и обучения, присмотра и ухода и определяющие режим работы группы. 4.4. Родительская плата за содержание детей в группе комбинированной направленности определяется в соответствии с действующим законодательством. 5. Организация образовательного процесса в группе комбинированной направленности 5.1. Содержание образовательного процесса в группе комбинированной направленности определяется образовательной программой дошкольного Учреждения и адаптированными образовательными программами дошкольного образования для детей с ОВЗ с учетом индивидуальных особенностей (возраста, структуры нарушения, уровня психического развития и т.п.). ё5.2. На каждого воспитанника с ОВЗ составляется индивидуальный образовательный маршрут развития. 5.3 Образовательный процесс в группе комбинированной направленности включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие нормально развивающихся детей, детей с ОВЗ и выполнение федерального государственного образовательного стандарта. 5.4. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности с учётом состояния здоровья детей. 5.5. Организационными формами работы в группе комбинированной направленности являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. При необходимости в Учреждении воспитанники с ОВЗ обеспечиваются индивидуальными занятиями с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогомпсихологом. К работе с воспитанниками с ОВЗ привлекаются также медицинский и обслуживающий персонал. 5.6. При организации коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности учитываются особенности психофизического состояния детей. С целью профилактики переутомления чередуются занятия, требующие умственного напряжения с занятиями физкультурно-оздоровительной и эстетической направленности, выделяется больше времени на проведение режимных моментов (завтрак, обед, подготовка к прогулке и т.д.), предусматривается в течение дня сбалансированное чередование специально организованных занятий, совместной с воспитателем деятельности и свободной, самостоятельной деятельности детей. 5.7. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки и продолжительность занятий определяется действующими нормами законодательства с учетом индивидуальных особенностей детей. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 5 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня для детей 3-5 лет не превышает 30 и 40 минут соответственно, а для детей 5-7 лет - 45 минут и 1,5 часа соответственно. При наличии в составе группы комбинированной направленности детей двух возрастов за основу принимается режим дня более старших детей, режимные моменты с младшими воспитанниками начинаются на 5-10 минут раньше, чем со старшими. При наличии в составе группы комбинированной направленности детей трех возрастов за основу принимается режим дня детей среднего возраста, с младшими воспитанниками режимные моменты начинаются раньше, со старшими – позднее. 5.8. Администрация Учреждения для осуществления комплексной деятельности имеет право запрашивать необходимую информацию у следующих организаций: здравоохранения, образовательных учреждений, социальной защиты. 5.9. Родителям (законным представителям) ребенка предоставляется возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательной деятельности. 5.10 В конце каждого года обучения по результатам обследования психологопедагогического консилиума Учреждения или ПМПК детей с ОВЗ даются рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка с ОВЗ. 6. Организация деятельности педагогического персонала 6.1. Деятельность учителя-логопеда. 6.1.1. Основными, ведущими специалистами, проводящими и координирующими коррекционно-развивающую работу в группе, является учительлогопед. 6.1.2. Учитель-логопед: - помогает педагогам группы комбинированной направленности в отборе содержания и методики проведения совместных занятий; - консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, по вопросам организации коррекционно-развивающей работы и взаимодействия всех детей группы; - координирует коррекционную, психолого-педагогическую помощь детям с ОВЗ; - проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.). 6.1.3. Учитель-логопед ведет образовательную и коррекционно-развивающую работу с воспитанниками с ОВЗ, в форме подгрупповой и групповой деятельности. 6.2. Деятельность воспитателя. 6.2.1. Деятельность воспитателя группы комбинированной направленности направлена на создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно-развивающее воздействие направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития, формирование компетенций, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. 6.2.2. Особенностями организации работы воспитателя группы комбинированной направленности являются: 6 - планирование (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами) и проведение образовательной деятельности как со всей группой детей, включая детей ОВЗ, так и индивидуальной работы с детьми с ОВЗ; - планирование (совместно с узкими специалистами) и организация совместной деятельности всех детей группы; - соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению адаптированной образовательной программы детей с образовательной программой дошкольного образования Учреждения; - обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов; - консультирование родителей (законных представителей) детей по вопросам воспитания ребенка в семье. 6.3. Деятельность педагога-психолога. 6.3.1. Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. 6.3.2. В функции педагога-психолога входит: - психологическое обследование детей группы комбинированной направленности; - участие в составлении индивидуальных маршрутов развития детей с ОВЗ; - проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками группы комбинированной направленности; - динамическое психолого-педагогическое изучение детей группы комбинированной направленности; - проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье; - осуществление преемственности в работе Учреждения и семьи; - консультирование персонала группы. 6.4. Деятельность музыкального руководителя. 6.4.1. Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности детей. 6.4.2. Особенностями работы музыкального руководителя в группе комбинированной направленности являются: - взаимодействие со специалистами группы комбинированной направленности; по вопросам организации совместной образовательной деятельности всех детей; - проведение образовательной деятельности со всеми воспитанниками группы комбинированной направленности (в том числе совместно с другими специалистами: педагогом-психологом, инструктором по физической культуре и др.); - консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств. 6.5. Деятельность инструктора по физической культуре. 6.5.1. Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. 6.5.2. В группе комбинированной направленности организация работы инструктора по физической культуре предусматривает: - проведение образовательной деятельности (в том числе совместно с другими специалистами) со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальный особенностей; 7 - планирование совместной деятельности детей группы комбинированной направленности; - подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений; - оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье; - регулирование физической нагрузки на детей на основе медицинского заключения о принадлежности ребенка к медицинской группе для занятий физической культурой. 7. Штаты, руководство и финансирование группы комбинированной направленности 7.1. Общее руководство работой группы комбинированной направленности, организацией деятельности педагогического и обслуживающего персонала осуществляется заведующим Учреждением. 7.2. Расходы по организации групп комбинированной направленности осуществляются в пределах средств, предусмотренных бюджетом при формировании межбюджетных отношений на очередной финансовый год. 8. Документация Документами, регулирующими дошкольное образование детей дошкольного возраста в группе комбинированной направленности являются: заявление родителей (законных представителей); коллегиальное заключение ПМПК с указанием рекомендаций для детей с ОВЗ; приказ заведующего Учреждением об организации деятельности группы комбинированной направленности; адаптированная образовательная программа дошкольного образования, разработанная на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы; рабочие программы по дисциплинам образовательных областей с учетом специфики работы группы комбинированной направленности; планирование образовательной деятельности группы комбинированной направленности; перспективный план коррекционной работы (групповой и индивидуальный).