Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Росинка» (МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка») ПРИНЯТО решением Педагогического совета МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка» протокол от 28.09.2022 № 2 УТВЕРЖДНО: Приказом заведующего МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка» Г.Н.Решетниковой от 28.09.2022 № 99од с учетом мнения Совета родителей (законных представителей) воспитанников МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка» протокол от 28.09.2022 № 4 ПОЛОЖЕНИЕ о взаимодействии с семьями воспитанников 1. Общие положения 1.1. Положение о взаимодействии с семьями воспитанников (далее – Положение) разработано для Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад «Росинка». 1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьей 63 Семейного Кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.08.2022) , приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», Уставом МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка». 1.3. Положение определяет цели, задачи, принципы, направления, формы и методы взаимодействия МДОУ «ЦРР - детский сад «Росинка» (далее – Учреждение) с семьями воспитанников, в том числе с семьями детей с ОВЗ. 2. Цель и задачи взаимодействия Учреждения с семьями воспитанников 2.1. Целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание условий для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) воспитанников (далее – родители (законные представители)) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 2.2. Задачи: 2.2.1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания дошкольников в соответствии с их индивидуальными особенностями, способностями, потребностями, запросами. 2.2.2. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную 2 деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. 2.2.3. Консультативная поддержка родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования. 2.2.4. Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. 2.2.5. Выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников Учреждения к традиционной культуре. 2.2.6. Выявление эффективных форм и методов сотрудничества Учреждения с родителями (законными представителями), повышение эффективности взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов. 3. Принципы взаимодействия с родителями (законными представителями) 3.1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (законными представителями), создание эмоционально благоприятной атмосферы взаимодействия Учреждения с семьей. 3.2. Индивидуальный подход. Работа с родителями (законными представителями) учитывает их индивидуальные потребности, ожидания, возможности, интересы и инициативу, запросы, предпочтения. 3.3. Равноправие и партнерство. Взаимодействие Учреждения с семьей строится на принципах равноправного партнерства, сотрудничества, а не наставничества. Учреждение предоставляет родителям (законным представителям) информационную поддержку в сфере вопросов дошкольного образования, но выбор воспитательного решения, образовательного маршрута остается за родителями (законными представителями). 3.4. Открытость. Определяет обмен многоаспектной информацией между Учреждением и семьей об образовательной деятельности, о жизнедеятельности каждого ребенка во время пребывания в Учреждении. 3.5. Динамичность. Учреждение оперативно реагирует на изменения социального состава родителей (законных представителей), их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы и направления работы Учреждения с семьей. 3.6. Приоритет качества над количеством. Главным критерием работы с родителями (законными представителями) является не количество проводимых мероприятий, а качество их подготовки и проведения. 3.7. Добровольность. В процессе реализации взаимодействия Учреждения с семьей, не допускается никакого принуждения. 4. Направления работы по вовлечению родителей (законных представителей) в единое образовательное пространство Учреждения 4.1. Аналитическое - выявление образовательных потребностей, предпочтений, ожиданий, возможностей, интересов и инициативы родителей (законных представителей) (анкетирование, опрос, почтовый ящик, электронная почта 3 родителей (законных представителей) и др.), анализ эффективности взаимодействия Учреждения с семьей (обратная связь, отзывы, опросники, книги предложений, оценочные тесты). 4.2. Консультативное – оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям), обогащение их знаниями в вопросах развития детей дошкольного возраста на основе принципа партнерского взаимодействия, сотрудничества. 4.3. Проектное – организация совместных проектов и других интерактивных форм вовлечения родителей (законных представителей) в единое образовательное пространство Учреждения. 4.4. Информационное – обеспечение информационной открытости Учреждения. 4.5. Социальное – социальная поддержка неблагополучных семей. 4.6. Управленческое – вовлечение родителей (законных представителей) в управление Учреждением и общественный контроль за качеством образовательных услуг, оказываемых Учреждением. 5. Организация работы с родителями (законными представителями) 5.1. Мероприятия по реализации цели и задач взаимодействия Учреждения с семьями воспитанников планируются на основе согласования результатов мониторинга ожиданий и запросов родительского сообщества и требований действующего законодательства в сфере дошкольного образования. 5.2. В качестве методов мониторинга ожиданий и запросов родительского сообщества используются: 1) социологический опрос; 2) анкетирование; 3) беседа и др. 5.3. По итогам согласования результатов мониторинга ожиданий и запросов родительского сообщества и требований действующего законодательства в сфере дошкольного образования производится планирование работы с родителями (законными представителями). План работы по взаимодействию Учреждения с семьями воспитанников разрабатывается на учебный год (далее – План), принимается решением Педагогического совета Учреждения и утверждается приказом заведующего Учреждением. При планировании используются разнообразные методы и формы организации взаимодействия с родителями (законными представителями) (Приложение 1). 5.4. Оценка эффективности взаимодействия Учреждения с семьями воспитанников осуществляется на основе результатов контроля за эффективностью реализации Плана. Критериями эффективности работы Учреждения с семьей являются: 1) Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) к педагогам, администрации Учреждения, как показатель роста интереса, знаний о воспитании дошкольников в семье, желание их совершенствовать. 2) Рост посещаемости родителями (законными представителями) мероприятий в рамках взаимодействия Учреждения и семьи. 3) Проявление у родителей (законных представителей) осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих 4 достижений и ошибок, использование родителями (законными представителями) педагогической литературы. 4) Положительное мнение родителей (законных представителей) об образовании дошкольников в Учреждении. 6. Заключительные положения 6.1. Положение принимается на заседании Педагогического совета с учетом мнения Совета родителей (законных представителей) и утверждается приказом заведующего Учреждением. 6.2. Изменения и дополнения в Положение принимаются и утверждаются в соответствии с порядком, установленным п. 6.1. настоящего Положения. 6.3. Срок действия положения не ограничен. Положение действует до замены новым. 5 Приложение 1 к Положению Методы и формы организации взаимодействия с родителями 1. Активное родительское собрание (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания). 2. Собрание – конкурс (на котором родители, получив информацию к размышлению, также могут продемонстрировать свои успехи в данных областях). 3. Собрание – практикум (обучает специальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике). 4. Конференция для родителей (в них участвуют не только родители, но и общественность). 5. Тематическая консультация (организуется с целью ответить на все вопросы по данной теме интересующие родителей (законных представителей); консультация по запросу. 6. Клуб для родителей по интересам (данная форма общения предполагает установления между педагогами и родителями (законными представителями) доверительных отношений). 7. Презентация опыта работы, видео презентация. 8. Мастер–класс (где руководителем может выступать не только педагог, но и ребёнок, родитель (законный представитель)). 9. Круглый стол (обсуждение с родителями (законными представителями) актуальных проблем воспитания). 10. Деловая игра (имеет своей целью выявить в ходе игры представление родителей (законных представителей) по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения). 11. Устный журнал. 12. Вечер вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей). 13. Интеллектуальные ринги детей и родителей (законных представителей). 14. Контрольные для родителей (законных представителей). 15. Дискуссия. 16. Педагогические игры. 17. Аукцион секретов воспитания. 18. День открытых дверей (знакомство родителей с задачами, правилами и традициями Учреждения, открытые просмотры образовательной деятельности). 19. Непосредственное участие в педагогическом процессе (родители (законные представители) могут попробовать себя в роли воспитанников, выполняя задания совместно с ними, или в роли педагогов, становясь на время помощниками воспитателя, осваивая конкретные приемы взаимодействия с воспитанниками, которые они смогут потом использовать в быту). 20. Тренинг. 21. Родительская гостиная. 22. Видео гостиная (просмотр видеороликов о жизни воспитанников в Учреждении). 23. Родительские форумы. 6 24. Почта доверия, телефон доверия. 25. Совместные образовательные проекты: детско–родительские проекты (возможность получения новых и закрепление полученных знаний дошкольников), семейные проекты, творческие проекты. 26. Социально-значимые акции. 27. Консультативный пункт. 28. Разнообразные школы родителей (например, Школа родителей будущих первоклассников). 29. Посещение семей. 30. Анкетирование, социологическое обследование, диагностика, тестирование, опрос, интервью с родителями и детьми на определенные темы. 31. Обратная связь: отзывы, книга предложений, почтовый ящик, электронная почта родителей (законных представителей). 32. Наглядная пропаганда педагогических знаний (стенды, папки-передвижки, информационные стенгазеты с рекомендациями для родителей). 33. Инструктаж. 34. Издание совместного электронного журнала, в котором печатаются материалы педагогов, родителей (законных представителей) и детские работы. 35. Тематические выставки художественного творчества, вернисажи детских работ (демонстрируя родителям успехи детей по освоению программы). 36. Совместные праздники, фестивали, конкурсы (например, конкурс семейных талантов), марафоны, досуги, развлечения, зарядки, спектакли, концерты, игротеки, детско-родительские спортивные и творческие соревнования, встречи. 37. Интерактивные досуговые мероприятия (всевозможные акции, праздники, мероприятия участниками которых являются дети, родители (законные представители), педагоги). 38. Портфолио семейного успеха и др.