Содержание Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………………… 3 Цель, задачи программы ……………………………………………………………………………………………….. 7 Содержание программы ………………………………………………………………………………………………... 7 Планируемые результаты ……………………………………………………………………………………………… 13 Условия реализации программы ...............................………………………………………………………………… 13 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ………………………………………………………………. 13 Список литературы …………………………………………………………………………………………………….. 14 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность дополнительной образовательной программы: - по содержанию - художественная; - по функциональному назначению – общеразвивающая; - по форме организации – групповая; - по времени реализации – 4-х годичная. Вид программы: авторская. Актуальность программы. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой. Педагогическая целесообразность. Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном кружке приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного. Программа работы кружка по дополнительному образованию «Театральный сундучок» направлена на создание условий для активизации театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения. Отличительные особенности данной программы. 3 Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства. В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное. Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности. Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей. Занятия проходят с учетом возможностей, способностей, интересов и потребностей детей, инициативность поощряется. Программа предполагает возможность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их индивидуальных особенностей и особенностей психофизического развития при условии отсутствия медицинских противопоказаний. Содержание программы учитывает интересы и мнения детей и родителей (законных представителей) воспитанников. В содержание программы включены следующие основные разделы: 1. Театральная игра. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок. 2. Ритмопластика. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации. 3. Культура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка. 4 Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи. 4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы: Что такое театр, театральное искусство; Какие представления бывают в театре; Кто такие актеры; Какие превращения происходят на сцене; Как вести себя в театре. 5. Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов). Участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках. Подготовка декораций, реквизита, афиши (сами придумываем, рисуем, клеим). Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется, углубляется. Адресат: дети, достигшие 3-х лет. По мнению ученых, дополнительное образование дошкольников является особым, личностно-ориентированным пространством, способствующим развитию творческих способностей личности (А.Г. Асмолов, А.Я. Журкина, Н.А. Каргапольцева, М.Б.Коваль и др.), а дошкольный возраст является сензитивным периодом, опосредующим отношение ребенка к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков и др.) 5 Режим занятий: Группа Кол-во занятий в неделю 1 модуль 1 (дети 3-4 лет) 2 модуль 1 (дети 4-5 лет) 3 модуль 2 (дети 5-6 лет) 4 модуль 2 (дети 6-7 лет) Кол-во недель занятий 36 Общее кол-во занятий 36 Продолжительность занятия 15 Кол-во человек в группе 18 36 36 20 18 36 72 25 18 36 72 30 18 Объем программы: 216 учебных часа Срок освоения программы: 4 года Срок освоения модуля: 9 месяцев Уровневость образовательной программы: не предусмотрена. Формы занятий: • По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, индивидуальная, групповая. • По особенности коммуникативного взаимодействия педагога и детей: беседа, творческая работа, мастер-класс, отчетное представление, репетиция. • По дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по углублению знаний и закреплению навыков, комбинированная форма занятий. Виды занятий: беседы, практические занятия, мастер-классы, тренинги. Формы подведения результатов: беседы, творческие отчеты, открытые занятия. 6 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: всестороннее развитие ребенка через приобщение к миру театра. Программа предусматривает реализацию образовательных, развивающих и воспитательных задач. Образовательные задачи: обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов; ознакомить детей с различными видами театров: широко использовать в театральной деятельности детей разные виды театра Развивающие задачи: совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения; развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения; развивать умение использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, выразительные движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы); Воспитательные задачи: воспитывать любовь к театру; приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план: Дети 3-5 лет № п/п 1. 2. Раздел Всего 2 4 Мониторинг: вводный и заключительный Основы театральной культуры 7 Количество академических часов Теория Практика 0 2 4 0 3. 4. 5. 6. Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи Работа над спектаклем Итого: 6 6 6 12 36 0 0 0 0 4 6 6 6 12 32 Дети 5-6 лет № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Раздел Мониторинг: вводный и заключительный Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи Работа над спектаклем Итого: Всего 2 10 12 12 12 24 72 Количество академических часов Теория Практика 0 2 10 0 0 12 0 12 0 12 0 24 10 62 Всего 2 10 12 12 12 24 72 Количество академических часов Теория Практика 0 2 10 0 0 12 0 12 0 12 0 24 10 62 Дети 6-7 лет № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Раздел Мониторинг: вводный и заключительный Основы театральной культуры Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи Работа над спектаклем Итого: 8 Содержание учебного (тематического) плана: 1 модуль (дети 3-4 лет) Раздел 1. Мониторинг: вводный и заключительный Практика: выполнение диагностических заданий, подготовка и участие в отчетных театральных представлениях Раздел 2. Основы театральной культуры Теория: знакомство с понятием «театральное искусство, его компонентами, предназначением, знакомство с видами и жанрами театра, с различными сказками, с театральным лексиконом, с этикой и этикетом, с театральными профессиями Отчетные театральные представления Раздел 3. Театральная игра Практика: сочинение простых историй, этюдов для проигрывания детьми, развитие выразительности мимики, артикуляции, интонационно окрашенной речи Отчетные театральные представления Раздел 4. Ритмопластика Практика: развитие выразительности движений, освоение навыка сочетать движения и речь, развитие навыков подражания, имитационных навыков, развитие пластической выразительности. Отчетные театральные представления Раздел 5. Культура и техника речи Практика: формирование правильного речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, освоение навыка четко произносить согласные в конце слова, расширение словарного запаса, совершенствование навыка четкого произношения. Отчетные театральные представления Раздел 6. Работа над спектаклем Практика: чтение сказок, обсуждение их содержания, поведения героев, распределение ролей, постановка сказок, показ сказок родителям детям детского сада. Отчетные театральные представления 2 модуль (дети 4-5 лет) Раздел 1. Мониторинг: вводный и заключительный 9 Практика: выполнение диагностических заданий, подготовка и участие в отчетных театральных представлениях Раздел 2. Основы театральной культуры Теория: знакомство с понятием «театральное искусство, его компонентами, предназначением, знакомство с видами и жанрами театра, с различными сказками, с театральным лексиконом, с этикой и этикетом, с театральными профессиями Отчетные театральные представления Раздел 3. Театральная игра Практика: сочинение простых историй, этюдов для проигрывания детьми, развитие выразительности мимики, артикуляции, интонационно окрашенной речи, освоение навыка объясняться жестами Отчетные театральные представления Раздел 4. Ритмопластика Практика: развитие выразительности движений, освоение навыка сочетать движения и речь, развитие навыков подражания, имитационных навыков, освоение навыка отождествлять себя с заданным персонажем, развитие пластической выразительности. Отчетные театральные представления Раздел 5. Культура и техника речи Практика: формирование правильного речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, освоение навыка четко произносить согласные в конце слова, расширение словарного запаса, совершенствование навыка четкого произношения. Отчетные театральные представления Раздел 6. Работа над спектаклем Практика: чтение сказок, обсуждение их содержания, поведения героев, распределение ролей, постановка сказок, показ сказок родителям детям детского сада. Отчетные театральные представления 3 модуль (дети 5-6 лет) Раздел 1. Мониторинг: вводный и заключительный Практика: выполнение диагностических заданий, подготовка и участие в отчетных театральных представлениях Раздел 2. Основы театральной культуры 10 Теория: знакомство с понятием «театральное искусство, его компонентами, предназначением, знакомство с видами и жанрами театра, с различными сказками, с театральным лексиконом, с этикой и этикетом, с театральными профессиями Отчетные театральные представления Раздел 3. Театральная игра Практика: сочинение простых историй, этюдов для проигрывания детьми, развитие выразительности мимики, артикуляции, интонационно окрашенной речи, освоение навыка объясняться жестами, формирование умения согласовывать свои действия с другими людьми, освоение навыка действия с воображаемыми предметами, освоение пантомимы Отчетные театральные представления Раздел 4. Ритмопластика Практика: развитие выразительности движений, освоение навыка имитации под музыку движений животных, развитие двигательных способностей, формирование умения двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах, развитие внимания, быстроты реакции, освоение навыка сочетать движения и речь, развитие навыков подражания, имитационных навыков, освоение навыка отождествлять себя с заданным персонажем, развитие пластической выразительности. Отчетные театральные представления Раздел 5. Культура и техника речи Практика: формирование правильного речевого дыхания, формирование умения преодолевать твердую атаку гласных, освоение навыка произносить фразы разными интонациями, формирование правильной артикуляции, освоение навыка четко произносить согласные в конце слова, расширение словарного запаса, совершенствование навыка четкого произношения. Отчетные театральные представления Раздел 6. Работа над спектаклем Практика: чтение сказок, обсуждение их содержания, поведения героев, распределение ролей, постановка сказок, показ сказок родителям детям детского сада. Сказки: «В гости к солнышку идем», «Сказка про капризку», «Заяц портной», «Сказка про паучка», «Красная шапочка», Отчетные театральные представления 4 модуль (дети 6-7 лет) Раздел 1. Мониторинг: вводный и заключительный Практика: выполнение диагностических заданий, подготовка и участие в отчетных театральных представлениях 11 Раздел 2. Основы театральной культуры Теория: знакомство с кукольным театром, театром марионеток, театром юного зрителя, знакомство с действиями актеров в различных видах театров, повторение видов театра, знакомство с деятельностью актеров между спектаклями, повторение правил поведения в театре, освоение навыка анализировать собственное выступление и выступление других актеров в спектакле. Отчетные театральные представления Раздел 3. Театральная игра Практика: развитие памяти и воображения, чувства правды и веры в вымысел, освоение навыка свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами, развитие голоса, совершенствование дикции, совершенствование навыка сочетать движения и речь, развитие навыка импровизации, совершенствование навыков действия с воображаемыми предметами, знакомство с понятием «Этюд». Отчетные театральные представления Раздел 4. Ритмопластика Практика: совершенствование навыка равномерно распределяться по площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах, освоение навыка имитации под музыку движений насекомых, , формирование навыка чувствовать, понимать и сопоставлять характер музыки с образом гномов, развитие двигательных способностей, координации и быстроты движений, развитие мелкой и крупной моторики, в том числе и в сочетании с речью, развитие пластической выразительности Отчетные театральные представления Раздел 5. Культура и техника речи Практика: формирование правильного речевого дыхания, совершенствование четкости произношения (дыхание, артикуляция. дикция, интонации), совершенствование умения произносить фразы различным интонациями, расширение словарного запаса, совершенствование навыка четкого произношения, освоение навыка бесшумно брать и добирать дыхание. Отчетные театральные представления Раздел 6. Работа над спектаклем Практика: чтение сказок, обсуждение их содержания, поведения героев, распределение ролей, постановка сказок, показ сказок родителям детям детского сада. Сказки: «Снежная королева», «Федорино горе», «По сказам Бажова», «Путешествие по сказкам», Отчетные театральные представления 12 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Ребенок: умеет выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом; овладел навыками самостоятельно найти выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию; умеет создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации; выступает перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества; умеет анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы; умеет взаимодействовать с партнером по сцене. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально техническое обеспечение / информационное обеспечение / методическое обеспечение: 1. Детская литература: a. Сборник детских стихов и сказок b. Сборник чистоговорок c. Сценарии сказок, пьес 2. Различные виды театров: настольный, «би-ба-бо», теневой, пальчиковый и пр. 3. Детские и взрослые сценические костюмы 4. Ширмы: большая, настольная, теневая. 5. Ноутбук 6. Фонотека с детскими сказками, музыкой 7. Декорации Кадровое обеспечение: педагог – Двойных Наталья Ришатовна, высшее образование, первая квалификационная категория ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ / КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ • Опрос. Проходит на занятиях, педагог выясняет знания детей, как их надо расширить. 13 • • Наблюдение. На занятиях педагог наблюдает за детьми, за ходом их работы, выясняет, какие навыки сформированы, что создает трудности, планирует индивидуальную работу с конкретными детьми. Анализ результатов деятельности. Педагог выясняет точность выполнения задания, какие ошибки были допущены, объясняет и показывает, как можно их исправить, планирует дальнейшую работу с конкретным ребенком. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». 2. А.В.Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». 3. М.Ю.Картушина «Забавы для малышей. Театральные развлечения для детей». 4. Н.Сорокина, Л.Миланович «Кукольный театр для самых маленьких». 5. М.Б.Зацепина «Развитие ребенка в театральной деятельности». 6. Т.А.Боровик «Инновационные технологии развития и музыкального воспитания детей». 7. И.Каплунова, И.Новосельцева «Музыка и чудеса. Музыкально–двигательные фантазии». 8. Н. Сорокина «Театр. Творчество. Дети». 9. Е.В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду». 10. М.Д. Маханёва "Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений" 11. О. Акулова. "Театрализованные игры" 12. Г.А. Ламинская "Театрализованные игры и занятия с детьми дошкольного возраста" 13. Е.В. Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» 14. Н.Л Кряжева. «Мир детских эмоций» 15. О.А. Толченов «Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста» 16. М.И. Чистякова « Психогимнастика» 17. Г.П. Федорова «На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста» 14