Программа по дополнительному образованию художественной направленности театрального кружка Театральный сундучок

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………

3

Цель, задачи программы ………………………………………………………………………………………………..

7

Содержание программы ………………………………………………………………………………………………... 7
Планируемые результаты ………………………………………………………………………………………………

13

Условия реализации программы ...............................…………………………………………………………………

13

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ……………………………………………………………….

13

Список литературы ……………………………………………………………………………………………………..

14

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы:
- по содержанию - художественная;
- по функциональному назначению – общеразвивающая;
- по форме организации – групповая;
- по времени реализации – 4-х годичная.
Вид программы: авторская.
Актуальность программы.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо
больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и
сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному
воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.
Педагогическая целесообразность.
Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие
возможности для многостороннего развития их способностей.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность
поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном кружке приобщают ребят к творчеству,
развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.
Программа работы кружка по дополнительному образованию «Театральный сундучок» направлена на создание условий для активизации
театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой
характеристики их мировосприятия и поведения.
Отличительные особенности данной программы.
3










Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических
способностей, а также приобщение к миру искусства.
В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на
развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.
Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом
деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности.
Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов,
разучиванию ролей.
Занятия проходят с учетом возможностей, способностей, интересов и потребностей детей, инициативность поощряется.
Программа предполагает возможность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их
индивидуальных особенностей и особенностей психофизического развития при условии отсутствия медицинских
противопоказаний.
Содержание программы учитывает интересы и мнения детей и родителей (законных представителей) воспитанников.

В содержание программы включены следующие основные разделы:
1. Театральная игра. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми
людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения
фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Ритмопластика. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить
развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром,
развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и
координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Культура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование
правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
4

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать
интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения,
направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном
искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы:
 Что такое театр, театральное искусство;
 Какие представления бывают в театре;
 Кто такие актеры;
 Какие превращения происходят на сцене;
 Как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От
этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с
импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и
декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем
широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
 Участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках.
 Подготовка декораций, реквизита, афиши (сами придумываем, рисуем, клеим).
Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения
расширяется, углубляется.
Адресат: дети, достигшие 3-х лет.
По мнению ученых, дополнительное образование дошкольников является особым, личностно-ориентированным пространством,
способствующим развитию творческих способностей личности (А.Г. Асмолов, А.Я. Журкина, Н.А. Каргапольцева, М.Б.Коваль и др.), а
дошкольный возраст является сензитивным периодом, опосредующим отношение ребенка к освоению окружающей действительности во всем
многообразии свойств и проявлений (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков и др.)

5

Режим занятий:
Группа
Кол-во занятий в
неделю
1 модуль
1
(дети 3-4 лет)
2 модуль
1
(дети 4-5 лет)
3 модуль
2
(дети 5-6 лет)
4 модуль
2
(дети 6-7 лет)

Кол-во недель
занятий
36

Общее кол-во
занятий
36

Продолжительность
занятия
15

Кол-во человек в
группе
18

36

36

20

18

36

72

25

18

36

72

30

18

Объем программы: 216 учебных часа
Срок освоения программы: 4 года
Срок освоения модуля: 9 месяцев
Уровневость образовательной программы: не предусмотрена.
Формы занятий:
• По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, индивидуальная, групповая.
• По особенности коммуникативного взаимодействия педагога и детей: беседа, творческая работа, мастер-класс, отчетное
представление, репетиция.
• По дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по углублению знаний и закреплению навыков,
комбинированная форма занятий.
Виды занятий: беседы, практические занятия, мастер-классы, тренинги.
Формы подведения результатов: беседы, творческие отчеты, открытые занятия.
6

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: всестороннее развитие ребенка через приобщение к миру театра.
Программа предусматривает реализацию образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Образовательные задачи:
 обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;
 ознакомить детей с различными видами театров: широко использовать в театральной деятельности детей разные виды театра
Развивающие задачи:
 совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
 развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения;
 развивать умение использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, выразительные
движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы);
Воспитательные задачи:
 воспитывать любовь к театру;
 приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт
 воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план:
Дети 3-5 лет
№ п/п
1.
2.

Раздел
Всего
2
4

Мониторинг: вводный и заключительный
Основы театральной культуры
7

Количество академических часов
Теория
Практика
0
2
4
0

3.
4.
5.
6.

Театральная игра
Ритмопластика
Культура и техника речи
Работа над спектаклем
Итого:

6
6
6
12
36

0
0
0
0
4

6
6
6
12
32

Дети 5-6 лет
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Раздел
Мониторинг: вводный и заключительный
Основы театральной культуры
Театральная игра
Ритмопластика
Культура и техника речи
Работа над спектаклем
Итого:

Всего
2
10
12
12
12
24
72

Количество академических часов
Теория
Практика
0
2
10
0
0
12
0
12
0
12
0
24
10
62

Всего
2
10
12
12
12
24
72

Количество академических часов
Теория
Практика
0
2
10
0
0
12
0
12
0
12
0
24
10
62

Дети 6-7 лет
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Раздел
Мониторинг: вводный и заключительный
Основы театральной культуры
Театральная игра
Ритмопластика
Культура и техника речи
Работа над спектаклем
Итого:
8

Содержание учебного (тематического) плана:
1 модуль (дети 3-4 лет)
Раздел 1. Мониторинг: вводный и заключительный
Практика: выполнение диагностических заданий, подготовка и участие в отчетных театральных представлениях
Раздел 2. Основы театральной культуры
Теория: знакомство с понятием «театральное искусство, его компонентами, предназначением, знакомство с видами и жанрами театра, с
различными сказками, с театральным лексиконом, с этикой и этикетом, с театральными профессиями
Отчетные театральные представления
Раздел 3. Театральная игра
Практика: сочинение простых историй, этюдов для проигрывания детьми, развитие выразительности мимики, артикуляции,
интонационно окрашенной речи
Отчетные театральные представления
Раздел 4. Ритмопластика
Практика: развитие выразительности движений, освоение навыка сочетать движения и речь, развитие навыков подражания,
имитационных навыков, развитие пластической выразительности.
Отчетные театральные представления
Раздел 5. Культура и техника речи
Практика: формирование правильного речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, освоение навыка четко произносить
согласные в конце слова, расширение словарного запаса, совершенствование навыка четкого произношения.
Отчетные театральные представления
Раздел 6. Работа над спектаклем
Практика: чтение сказок, обсуждение их содержания, поведения героев, распределение ролей, постановка сказок, показ сказок
родителям детям детского сада.
Отчетные театральные представления
2 модуль (дети 4-5 лет)
Раздел 1. Мониторинг: вводный и заключительный
9

Практика: выполнение диагностических заданий, подготовка и участие в отчетных театральных представлениях
Раздел 2. Основы театральной культуры
Теория: знакомство с понятием «театральное искусство, его компонентами, предназначением, знакомство с видами и жанрами театра, с
различными сказками, с театральным лексиконом, с этикой и этикетом, с театральными профессиями
Отчетные театральные представления
Раздел 3. Театральная игра
Практика: сочинение простых историй, этюдов для проигрывания детьми, развитие выразительности мимики, артикуляции,
интонационно окрашенной речи, освоение навыка объясняться жестами
Отчетные театральные представления
Раздел 4. Ритмопластика
Практика: развитие выразительности движений, освоение навыка сочетать движения и речь, развитие навыков подражания,
имитационных навыков, освоение навыка отождествлять себя с заданным персонажем, развитие пластической выразительности.
Отчетные театральные представления
Раздел 5. Культура и техника речи
Практика: формирование правильного речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, освоение навыка четко произносить
согласные в конце слова, расширение словарного запаса, совершенствование навыка четкого произношения.
Отчетные театральные представления
Раздел 6. Работа над спектаклем
Практика: чтение сказок, обсуждение их содержания, поведения героев, распределение ролей, постановка сказок, показ сказок
родителям детям детского сада.
Отчетные театральные представления
3 модуль (дети 5-6 лет)
Раздел 1. Мониторинг: вводный и заключительный
Практика: выполнение диагностических заданий, подготовка и участие в отчетных театральных представлениях
Раздел 2. Основы театральной культуры
10

Теория: знакомство с понятием «театральное искусство, его компонентами, предназначением, знакомство с видами и жанрами театра, с
различными сказками, с театральным лексиконом, с этикой и этикетом, с театральными профессиями
Отчетные театральные представления
Раздел 3. Театральная игра
Практика: сочинение простых историй, этюдов для проигрывания детьми, развитие выразительности мимики, артикуляции,
интонационно окрашенной речи, освоение навыка объясняться жестами, формирование умения согласовывать свои действия с другими
людьми, освоение навыка действия с воображаемыми предметами, освоение пантомимы
Отчетные театральные представления
Раздел 4. Ритмопластика
Практика: развитие выразительности движений, освоение навыка имитации под музыку движений животных, развитие двигательных
способностей, формирование умения двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах, развитие внимания, быстроты реакции,
освоение навыка сочетать движения и речь, развитие навыков подражания, имитационных навыков, освоение навыка отождествлять себя с
заданным персонажем, развитие пластической выразительности.
Отчетные театральные представления
Раздел 5. Культура и техника речи
Практика: формирование правильного речевого дыхания, формирование умения преодолевать твердую атаку гласных, освоение навыка
произносить фразы разными интонациями, формирование правильной артикуляции, освоение навыка четко произносить согласные в конце
слова, расширение словарного запаса, совершенствование навыка четкого произношения.
Отчетные театральные представления
Раздел 6. Работа над спектаклем
Практика: чтение сказок, обсуждение их содержания, поведения героев, распределение ролей, постановка сказок, показ сказок
родителям детям детского сада.
Сказки: «В гости к солнышку идем», «Сказка про капризку», «Заяц портной», «Сказка про паучка», «Красная шапочка»,
Отчетные театральные представления
4 модуль (дети 6-7 лет)
Раздел 1. Мониторинг: вводный и заключительный
Практика: выполнение диагностических заданий, подготовка и участие в отчетных театральных представлениях
11

Раздел 2. Основы театральной культуры
Теория: знакомство с кукольным театром, театром марионеток, театром юного зрителя, знакомство с действиями актеров в различных
видах театров, повторение видов театра, знакомство с деятельностью актеров между спектаклями, повторение правил поведения в театре,
освоение навыка анализировать собственное выступление и выступление других актеров в спектакле.
Отчетные театральные представления
Раздел 3. Театральная игра
Практика: развитие памяти и воображения, чувства правды и веры в вымысел, освоение навыка свободно перемещаться в пространстве,
координировать свои действия с товарищами, развитие голоса, совершенствование дикции, совершенствование навыка сочетать движения и
речь, развитие навыка импровизации, совершенствование навыков действия с воображаемыми предметами, знакомство с понятием «Этюд».
Отчетные театральные представления
Раздел 4. Ритмопластика
Практика: совершенствование навыка равномерно распределяться по площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных
темпах, освоение навыка имитации под музыку движений насекомых, , формирование навыка чувствовать, понимать и сопоставлять характер
музыки с образом гномов, развитие двигательных способностей, координации и быстроты движений, развитие мелкой и крупной моторики, в
том числе и в сочетании с речью, развитие пластической выразительности
Отчетные театральные представления
Раздел 5. Культура и техника речи
Практика: формирование правильного речевого дыхания, совершенствование четкости произношения (дыхание, артикуляция. дикция,
интонации), совершенствование умения произносить фразы различным интонациями, расширение словарного запаса, совершенствование
навыка четкого произношения, освоение навыка бесшумно брать и добирать дыхание.
Отчетные театральные представления
Раздел 6. Работа над спектаклем
Практика: чтение сказок, обсуждение их содержания, поведения героев, распределение ролей, постановка сказок, показ сказок
родителям детям детского сада.
Сказки: «Снежная королева», «Федорино горе», «По сказам Бажова», «Путешествие по сказкам»,
Отчетные театральные представления

12

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ребенок:
 умеет выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
 овладел навыками самостоятельно найти выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу,
жест, речевую интонацию;
 умеет создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
 выступает перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;
 умеет анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;
 умеет взаимодействовать с партнером по сцене.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально техническое обеспечение / информационное обеспечение / методическое обеспечение:
1. Детская литература:
a. Сборник детских стихов и сказок
b. Сборник чистоговорок
c. Сценарии сказок, пьес
2. Различные виды театров: настольный, «би-ба-бо», теневой, пальчиковый и пр.
3. Детские и взрослые сценические костюмы
4. Ширмы: большая, настольная, теневая.
5. Ноутбук
6. Фонотека с детскими сказками, музыкой
7. Декорации
Кадровое обеспечение: педагог – Двойных Наталья Ришатовна, высшее образование, первая квалификационная категория
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ / КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
•

Опрос. Проходит на занятиях, педагог выясняет знания детей, как их надо расширить.
13

•
•

Наблюдение. На занятиях педагог наблюдает за детьми, за ходом их работы, выясняет, какие навыки сформированы, что создает
трудности, планирует индивидуальную работу с конкретными детьми.
Анализ результатов деятельности. Педагог выясняет точность выполнения задания, какие ошибки были допущены, объясняет и
показывает, как можно их исправить, планирует дальнейшую работу с конкретным ребенком.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников».
2. А.В.Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».
3. М.Ю.Картушина «Забавы для малышей. Театральные развлечения для детей».
4. Н.Сорокина, Л.Миланович «Кукольный театр для самых маленьких».
5. М.Б.Зацепина «Развитие ребенка в театральной деятельности».
6. Т.А.Боровик «Инновационные технологии развития и музыкального воспитания детей».
7. И.Каплунова, И.Новосельцева «Музыка и чудеса. Музыкально–двигательные фантазии».
8. Н. Сорокина «Театр. Творчество. Дети».
9. Е.В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду».
10. М.Д. Маханёва "Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений"
11. О. Акулова. "Театрализованные игры"
12. Г.А. Ламинская "Театрализованные игры и занятия с детьми дошкольного возраста"
13. Е.В. Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи»
14. Н.Л Кряжева. «Мир детских эмоций»
15. О.А. Толченов «Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста»
16. М.И. Чистякова « Психогимнастика»
17. Г.П. Федорова «На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста»

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».