Содержание Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………………… 3 Цель, задачи программы ……………………………………………………………………………………………….. 5 Содержание программы ………………………………………………………………………………………………... 6 Планируемые результаты ……………………………………………………………………………………………… 13 Условия реализации программы ...............................………………………………………………………………… 14 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ………………………………………………………………. 14 Список литературы …………………………………………………………………………………………………….. 15 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность дополнительной образовательной программы: - по содержанию - художественная; - по функциональному назначению – общеразвивающая; - по форме организации – групповая; - по времени реализации – 4-хгодичная. Вид программы: авторская Актуальность программы. Изобразительная деятельность занимает особое место в ряду других занятий детей дошкольного возраста. Это один из первых видов деятельности, где появляется реальный творческий продукт. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагогическая целесообразность. Из года в год диагностика показывает, что у детей слабо развита мелкая моторика рук. Для решения проблемы разработана данная программа, которая обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, 3 сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) • • • • • • • Отличительные особенности данной программы. Развитие детей посредством нетрадиционной формы работы с пластилином – пластилинографии. Практические занятия способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские модели В работе с детьми используется объяснительно-иллюстративные, наглядные, практические и словесные методы, которые помогают в наиболее полной мере детям осваивать материал. Несмотря на групповую форму организации занятий, большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход к каждому ребенку, учет индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей, поощрение детский инициативы. Программа предполагает возможность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их индивидуальных особенностей и особенностей психофизического развития при условии отсутствия медицинских противопоказаний. Содержание программы учитывает интересы и мнения детей и родителей (законных представителей) воспитанников. Адресат: дети, достигшие 3-х лет. Режим занятий: Группа Кол-во занятий в Кол-во недель Общее кол-во 4 Продолжительность Кол-во человек в 1 модуль (дети 3-4 лет) 2 модуль (дети 4-5 лет) 3 модуль (дети 5-6 лет) 4 модуль (дети 6-7 лет) неделю 1 занятий 36 занятий 36 занятия 15 группе 18 1 36 36 20 18 2 36 72 25 18 2 36 72 30 18 Объем программы: 216 учебных часа Срок освоения программы: 4 года Срок освоения модуля: 9 месяцев Уровневость образовательной программы: не предусмотрена. Формы занятий: • По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, индивидуальная, групповая. • По особенности коммуникативного взаимодействия педагога и детей: беседа, творческая работа, мастер-класс, выставка. • По дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по углублению знаний и закреплению навыков, комбинированная форма занятий. Виды занятий: беседы, практические занятия, мастер-классы, тренинги. Формы подведения результатов: беседы, творческие отчеты, открытые занятия, выставки. 5 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: всестороннее развитие ребенка посредством пластилинографии. Программа предусматривает реализацию образовательных, развивающих и воспитательных задач. Образовательные задачи: • Создавать простейшие формы (шар и цилиндр) и видоизменять их -преобразовывать в иные формы( шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо, создавать при этом выразительные образы( мячики, яблоки..) • Знакомить детей с анималистическим жанром живописи посредством пластилинографии. Способствовать творческому умению наносить рельефный рисунок с помощью подручного материала (стека, стержень, зубочистки) Развивающие задачи: • Синхронизировать работу обеих рук. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Координировать работу глаз и рук (формировать зрительный контроль за движениями своих рук); соизмерять нажим на комок пластилина. • Развивать творческое и композиционное восприятие, цветовосприятие. Воспитательные задачи • Воспитывать интерес к работе пластилином на горизонтальной поверхности. • Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином. • Воспитывать желание доставить радость окружающим своей работой. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план: Дети 3-4 лет № п/п Раздел Количество академических часов Всего Теория Практика 6 1. 2. 3. 4. 5. Мониторинг: вводный и заключительный Растительный мир Рукотворный мир Животный мир Природные явления Итого: 3 4 9 15 5 36 0 0 0 0 0 0 3 4 9 15 5 36 Дети 4-5 лет № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Раздел Количество академических часов Всего Теория Практика 2 0 2 8 0 8 6 0 6 14 0 14 6 0 6 36 0 36 Мониторинг: вводный и заключительный Растительный мир Рукотворный мир Животный мир Природные явления Итого: Дети 5-6 лет № п/п 1. 2. 3. 4. Раздел Количество академических часов Всего Теория Практика 5 0 5 14 0 14 18 0 18 25 0 25 Мониторинг: вводный и заключительный Растительный мир Рукотворный мир Животный мир 7 5. Природные явления Итого: 10 72 0 0 10 72 Дети 6-7 лет № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Раздел Количество академических часов Всего Теория Практика 5 0 5 17 0 17 17 0 17 17 0 17 16 0 16 72 0 72 Мониторинг: вводный и заключительный Растительный мир Рукотворный мир Животный мир Природные явления Итого: Содержание учебного (тематического) плана: 1 модуль (дети 3-4 лет) Раздел 1. Мониторинг: вводный и заключительный Практика: выполнение диагностических заданий. Раздел 2. Растительный мир Практика: развитие умения изображать объекты растительного мира посредством пласилинографии, совершенствовать навыки раскатывания толстых и тонких колбасок, освоение навыка размазывания пластилина по форме, совершенствование навыка добавлять орнамент при помощи стеки Итоговые выставки детских работ 8 Раздел 3. Рукотворный мир Практика: совершенствование навыка передавать в работе форму, строение, характерные черты объектов рукотворного мира, архитектуры, знакомство с творчеством дымковских мастеров, освоение навыка расписывания готового силуэта пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи, совершенствование навыка добавлять орнамент при помощи стеки Итоговые выставки детских работ Раздел 4. Животный мир Практика: отработка технических приемов изображения птиц способом пластилинографии, формирование навыка делать оперение птиц, знакомство с анималистическим жанром посредством пластилинографии Итоговые выставки детских работ Раздел 3. Природные явления Практика: совершенствование навыков раскатывания, сплющивания пластилина, размазывания пластилина по фону изображения, формирование навыка использования в работе дополнительных предметов для передачи характерных признаков объектов, совершенствование навыка создания композиции из отдельных частей Итоговые выставки детских работ 2 модуль (дети 4-5 лет) Раздел 1. Мониторинг: вводный и заключительный Практика: выполнение диагностических заданий. Раздел 2. Растительный мир Практика: развитие умения изображать объекты растительного мира посредством пласилинографии, совершенствовать навыки раскатывания толстых и тонких колбасок, освоение навыка размазывания пластилина по форме, совершенствование навыка добавлять орнамент при помощи стеки, совершенствование навыка неполного примазывния пластилинового шарика 9 Итоговые выставки детских работ Раздел 3. Рукотворный мир Практика: совершенствование навыка передавать в работе форму, строение, характерные черты объектов рукотворного мира, архитектуры, знакомство с творчеством дымковских мастеров, освоение навыка расписывания готового силуэта пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи, совершенствование навыка добавлять орнамент при помощи стеки, совершенствование навыка неполного примазывния пластилинового шарика Итоговые выставки детских работ Раздел 4. Животный мир Практика: отработка технических приемов изображения птиц способом пластилинографии, формирование навыка делать оперение птиц, закрывая поверхность изображения отдельными фрагментами, имитирующими настоящие перья, знакомство с анималистическим жанром посредством пластилинографии Итоговые выставки детских работ Раздел 3. Природные явления Практика: совершенствование навыков раскатывания, сплющивания пластилина, размазывания пластилина по фону изображения, формирование навыка использования в работе дополнительных предметов для передачи характерных признаков объектов, совершенствование навыка создания композиции из отдельных частей, совершенствование навыка добавлять орнамент при помощи стеки, совершенствование навыка неполного примазывния пластилинового шарика Итоговые выставки детских работ 3 модуль (дети 5-6 лет) Раздел 1. Мониторинг: вводный и заключительный Практика: выполнение диагностических заданий. Раздел 2. Растительный мир 10 Практика: развитие умения изображать объекты растительного мира посредством пласилинографии, совершенствовать навыки раскатывания толстых и тонких колбасок, освоение навыка размазывания пластилина по форме, совершенствование навыка добавлять орнамент при помощи стеки, совершенствование навыка неполного примазывния пластилинового шарика, формирование навыка лепить объекты из отдельных деталей на горизонтальной поверхности, передавая полуобъемное изображение предмета, развитие координации движения рук, мелкой моторики. Итоговые выставки детских работ Раздел 3. Рукотворный мир Практика: совершенствование навыка передавать в работе форму, строение, характерные черты объектов рукотворного мира, архитектуры, знакомство с творчеством дымковских мастеров, освоение навыка расписывания готового силуэта пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи, совершенствование навыка добавлять орнамент при помощи стеки, совершенствование навыка неполного примазывния пластилинового шарика, формирование навыка лепить объекты из отдельных деталей на горизонтальной поверхности, передавая полуобъемное изображение предмета, развитие координации движения рук, мелкой моторики Итоговые выставки детских работ Раздел 4. Животный мир Практика: отработка технических приемов изображения птиц способом пластилинографии, формирование навыка делать оперение птиц, закрывая поверхность изображения отдельными фрагментами, имитирующими настоящие перья, знакомство с анималистическим жанром посредством пластилинографии, совершенствование навыка добавлять орнамент при помощи стеки, совершенствование навыка неполного примазывния пластилинового шарика, формирование навыка лепить объекты из отдельных деталей на горизонтальной поверхности, передавая полуобъемное изображение предмета, развитие координации движения рук, мелкой моторики Итоговые выставки детских работ Раздел 3. Природные явления Практика: совершенствование навыков раскатывания, сплющивания пластилина, размазывания пластилина по фону изображения, формирование навыка использования в работе дополнительных предметов для передачи характерных признаков объектов, 11 совершенствование навыка создания композиции из отдельных частей, совершенствование навыка добавлять орнамент при помощи стеки, совершенствование навыка неполного примазывния пластилинового шарика, формирование навыка лепить объекты из отдельных деталей на горизонтальной поверхности, передавая полуобъемное изображение предмета, развитие координации движения рук, мелкой моторики Итоговые выставки детских работ 4 модуль (дети 6-7 лет) Раздел 1. Мониторинг: вводный и заключительный Практика: выполнение диагностических заданий. Раздел 2. Растительный мир Практика: совершенствование навыка заполнять фон пластилином приемом размазывания, развитие мелкой моторики, совершенствование навыка неполного примазывания пластилинового шарика, формирование умения составлять композицию, располагая предметы на плоскости, совершенствование навыка прорисовывания деталей на фоне с помощью шаблона, совершенствование навыка скатывать колбаски и делить их на равные части, формирование умения срезания лишнего пластилина при помощи стеки, совершенствование умения создавать композиции из отдельных элементов, совершенствование навыков работы с пластилином: скатывание, расплющиван е, защипывание, сворачивание по спирали и т.д. Итоговые выставки детских работ. Раздел 3. Рукотворный мир Практика: совершенствование навыка заполнять фон пластилином приемом размазывания, развитие мелкой моторики, совершенствование навыка наносить мазки пластилином тонким слоем, не выходя за контур, освоение навыка дополнять работу элементами из бросового материала, совершенствование умения создавать портрет человека при помощи различных приемов пластилинографии, совершенствование навыков работы с пластилином: скатывание, расплющиван е, защипывание, сворачивание по спирали и т.д. Итоговые выставки детских работ Раздел 4. Животный мир 12 Практика: совершенствование навыка заполнять фон пластилином приемом размазывания, развитие мелкой моторики, совершенствование навыка неполного примазывания пластилинового шарика, закрепление умения смешивать два цвета пластилина, совершенствование умения создавать изображения птиц и животных при помощи различных приемов пластилинографии, совершенствование навыков работы с пластилином: скатывание, расплющиван е, защипывание, сворачивание по спирали и т.д. Итоговые выставки детских работ Раздел 3. Природные явления Практика: совершенствование навыка прорисовывания деталей при помощи стеки, совершенствование умения создавать изображения пейзажей при помощи различных приемов пластилинографии, совершенствование умения создавать композиции из отдельных элементов, закрепление приема неполного примазывания пластилинового шарика, закрепление приема «мозаики» для изображение объектов неживой природы, совершенствование навыков работы с пластилином: скатывание, расплющиван е, защипывание, сворачивание по спирали и т.д. Итоговые выставки детских работ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Ребенок: • Знает основные приемы пластилинографии: надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, примазывание. • Умеет использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, семечки и т.д.) • Знает правила работы с пластилином. • Умеет доводить дело до конца. • Знает правильную постановку пальца. • Умеет самостоятельно выбирать рисунок для работы. • Знает последовательность выполнения действий. • Умеет работать на ограниченном пространстве. • Умеет использовать несколько цветов пластилина. 13 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Материально техническое обеспечение / информационное обеспечение / методическое обеспечение: Пластилин («Луч» производство Ярославль, «Гамма» производство Москва) Набор стеков Пластиковая доска Скотч Картон (белый и цветной) Набор сюжетных картинок Хлопчатобумажные салфетки Кадровое обеспечение: педагоги – Овчинникова Ольга Васильевна, среднее профессиональное образование, высшая квалификационная категория Прибытова Вера Петровна, высшее образование, первая квалификационная категория Кокорина Елена Юрьевна, среднее профессиональное образование, первая квалификационная категория Сурина Светлана Владимировна, высшее образованием, первая квалификационная категория ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ • • • Опрос. Проходит на занятиях, педагог выясняет знания детей, как их надо расширить. Наблюдение. На занятиях педагог наблюдает за детьми, за ходом их работы, выясняет, какие навыки сформированы, что создает трудности, планирует индивидуальную работу с конкретными детьми. Анализ результатов деятельности. Педагог выясняет точность выполнения задания, какие ошибки были допущены, объясняет и показывает, как можно их исправить, планирует дальнейшую работу с конкретным ребенком. 14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография. Анималистическая живопись». – М.: Издательство «Скрипторий», 2007. 2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий» 2008. 3. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн-2» Поделки из бросового материала. – М.: Издательство «Скрипторий»2007. 4. Давыдова Г. Н. « Пластилинография. Цветочные мотивы». – М.: Издательство «Скрипторий»2007. 5. Новиковская О. А. « Ум на кончиках пальцев». – М.: Аст; СПб: Сова, 2006. 6. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. «Лепим из пластилина». – Ростов-на – Дону: Издательсво «Феникс», 2003. 7. Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Игры с пальчиками». – М.: ООО издательство Астрель: издательство Аст, 2004. 8. И. О. Шкицкая «Пластилиновые картины». Издательство Феникс. 2009 9. Иванова М. «Лепим из пластилина». Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007 10. Лыкова Ирина. Серия «Мастерилка». Издательство: Мир книги. 2008 11. Орен Р. «Лепка из пластилина: развиваем моторику рук». Издательство Махаон. 2010 12. Е.А.Румянцева. «Простые поделки из пластилина». Серия: "Внимание: дети!" 2009 13. Е.В. Чернова. «Пластилиновые картины». Издательство: Феникс. 2006 14. Е. Данкевич, О. Жакова. «Лепим из пластилина» 15