Программа по дополнительному образованию художественной направленности вокально-хоровой студии Соловушка

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………

3

Цель, задачи программы ………………………………………………………………………………………………..

5

Содержание программы ………………………………………………………………………………………………... 6
Планируемые результаты ………………………………………………………………………………………………

12

Условия реализации программы ...............................…………………………………………………………………

13

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ……………………………………………………………….

13

Список литературы ……………………………………………………………………………………………………..

14

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы:
- по содержанию - художественная;
- по функциональному назначению – общеразвивающая;
- по форме организации – групповая;
- по времени реализации – 4-хгодичная.
Вид программы: авторская.
Актуальность программы.
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.
Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков произносимых собственным голосом. Современная
медицина давно уже обратила внимание на то, что пение, особенно профессиональное занятие вокалом, оказывает благотворное влияние на
здоровье человека. Пение – тот самый необходимый инструмент, позволяющий найти не только радость жизни, но и значительно улучшить
свое здоровье.
Педагогическая целесообразность.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального,
музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные
способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический
слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции,
обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический
процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы
голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с
удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные
упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие
главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое
дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
3

Отличительные особенности данной программы.
 Программа составлена на основе индивидуального педагогического опыта и научной деятельности, а также обобщения
материалов мастер-классов выдающихся представителей отечественной вокальной традиции .
 Программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей дошкольников
разных
возрастных групп соразмерно индивидуальным возможностям, способностям, интересам и потредностям.
 Содержание программы может быть основой для организации педагогической работы по развитию вокальных навыков как в
групповой форме работы, так и в индивидуальной.
 Программа предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: собственно вокальную работу (постановку
певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства.
 Содержание программы учитывает интересы и мнения детей и родителей (законных представителей) воспитанников.
 Программа предполагает возможность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их
индивидуальных особенностей и особенностей психофизического развития при условии отсутствия медицинских
противопоказаний.
Адресат: дети, достигшие 3-х лет.
Режим занятий:
Группа
Кол-во занятий
неделю
1 модуль
1
(дети 3-4 лет)
2 модуль
1
(ети 4-5 лет)
3 модуль
2
(ети 5-6 лет)
4 модуль
2
(ети 6-7 лет)

в Кол-во
занятий
36

недель Общее
занятий
36

кол-во Продолжительность
занятия
15

Кол-во
группе
18

36

36

20

18

36

72

25

18

36

72

30

18

Объем программы: 216 учебных часа
4

человек

в

Срок освоения программы: 4 года.
Срок освоения модуля: 9 месяцев.
Уровневость образовательной программы: не предусмотрена.
Форма занятий:
• По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.
• По особенности коммуникативного взаимодействия педагога и детей: практикум, концерт, конкурс, отчетный концерт
• По дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по закреплению навыков, комбинированная форма
занятий.
Виды занятий: беседы, практические занятия, мастер-классы, тренинги.
Формы подведения результатов: беседы, творческие отчеты, открытые занятия.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование эстетической культуры дошкольника; развитие певческих навыков
Программа предусматривает реализацию образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Образовательные задачи:
 Обучение пению, совершенствование вокально-хоровых навыков
Развивающие:
 Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
 Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
 Развитие умений различать звуки по высоте;
 Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
 Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
Воспитательные:
5






Формирование интереса к вокальному искусству.
Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества)
Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Воспитание нравственных качеств личности
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный (тематический) план:

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

№ п/п
1.
2.
3.
4.

Раздел
Диагностика: вводная и заключительная
Развитие музыкального слуха и голоса;
Песенное творчество;
Певческая установка;
Певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки;
навыки эмоционально-выразительного исполнения;
певческое
дыхание;
звукообразование;
навык
выразительной дикции)
Итого:

Раздел
Диагностика: вводная и заключительная
Развитие музыкального слуха и голоса;
Песенное творчество;
Певческая установка;

Дети 3-5 лет
Количество академических часов
Всего
Теория
Практика
2
0
2
9
0
9
8
0
8
8
0
8
9
0
9

36 а.ч.

36 а.ч.

Дети 5-7 лет
Количество академических часов
Всего
Теория
Практика
4
0
4
18
0
18
16
0
16
16
0
16
6

Формы
аттестации/контрорля
творческие отчеты
открытые занятия
творческие отчеты
открытые занятия
творческие отчеты

Формы
аттестации/контрорля
открытые занятия
творческие отчеты
открытые занятия
творческие отчеты

5.

Певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки;
навыки эмоционально-выразительного исполнения;
певческое
дыхание;
звукообразование;
навык
выразительной дикции)
Итого:

18

0

72 а.ч.

18

72 а.ч.

Содержание учебного (тематического) плана:
1 модуль (дети 3-4 лет)
Раздел 1. Диагностика вводная и заключительная
Практика: выполнение диагностических заданий, подготовка и участие в отчетном концерте.
Раздел 2. Развитие музыкального слуха и голоса.
Практика
Освоение навыка:
­ петь длинные и короткие звуки, петь кластер,
­ петь естественным голосом, без напряжения, легким звуком,
­ различать высокие и низкие звуки в пределах терции,
­ петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания
­ удерживать интонацию на высоком звуке
Упражнение:
­ в чистом интонировании мелодии поступенно вверх и вниз,
­ в пении легким звуком в оживленном темпе
Отчетный концерт.
Раздел 3. Песенное творчество.
Практика:
­ знакомство с различными музыкальными жанрами,
­ стимулирование и развитие песенных импровизаций у детей,
­ формирование творческой самостоятельности, накопление и использование музыкального опыта
Отчетный концерт.
7

открытые занятия

Раздел 4. Певческая установка.
Практика:
­ освоение вокально-певческой постановки корпуса,
­ освоение навыка правильно брать дыхание, дышать через нос,
­ развитие ладотонального слуха,
Отчетный концерт.
Раздел 5. Певческие навыки.
Практика:
Освоение навыка:
­ петь песню под фонограмму точно интонируя мелодию,
­ начинать пение после вступления самостоятельно с музыкальным сопровождением,
­ передавать веселый характер песни, правильно пропевать гласные в словах,
­ точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок песни, брать дыхание между короткими музыкальными фразами,
Отчетный концерт.
2 модуль (дети 4-5 лет)
Раздел 1. Диагностика вводная и заключительная
Практика: выполнение диагностических заданий, подготовка и участие в отчетном концерте.
Раздел 2. Развитие музыкального слуха и голоса.
Практика
Освоение навыка:
­ точного интонирования несложной мелодии, построенной в постепенном движении звуков вверх и вниз,
­ чистого интонирования секунды, малой терции вниз и чистой кварты вверх с музыкальным сопровождением,
­ петь длинные и короткие звуки, петь кластер,
­ петь естественным голосом, без напряжения, легким звуком,
­ интонирования чистой большой терции вниз
­ петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером,
­ удерживать интонацию на высоком звуке
Упражнение:
­ в чистом интонировании мелодии поступенно вверх и вниз,
­ в точном интонировании трезвучий,
­ в пении легким звуком в оживленном темпе
Отчетный концерт.
8

Раздел 3. Песенное творчество.
Практика:
­ знакомство с различными музыкальными жанрами,
­ стимулирование и развитие песенных импровизаций у детей,
Отчетный концерт.
Раздел 4. Певческая установка.
Практика:
­ освоение вокально-певческой постановки корпуса,
­ освоение навыка правильно брать дыхание, дышать через нос,
­ развитие ладотонального слуха,
­ развитие мышц голосового аппарата
Отчетный концерт.
Раздел 5. Певческие навыки.
Практика:
Освоение навыка:
­ петь песню под фонограмму точно интонируя мелодию,
­ начинать пение после вступления самостоятельно с музыкальным сопровождением,
­ передавать веселый характер песни, правильно пропевать гласные в словах,
­ точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок песни, брать дыхание между короткими музыкальными фразами,
­ петь в ансамбле, одновременно начинать и заканчивать песню,
­ добиваться чистого интонирования мелодии,
Отчетный концерт.
3 модуль (дети 5-6 лет)
Раздел 1. Диагностика вводная и заключительная
Практика: выполнение диагностических заданий, подготовка и участие в отчетном концерте.
Раздел 2. Развитие музыкального слуха и голоса.
Практика
Освоение навыка:
9

­ точного интонирования несложной мелодии, построенной в постепенном движении звуков вверх и вниз,
­ чистого интонирования секунды, малой терции вниз и чистой кварты вверх с музыкальным сопровождением,
­ петь длинные и короткие звуки, петь кластер,
­ петь естественным голосом, без напряжения, легким звуком,
­ интонирования чистой большой терции вниз
­ петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером,
­ удерживать интонацию на повторяющихся звуках,
­ различать высокие и низкие звуки в пределах терции,
­ петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания
­ петь, правильно передавая ритмический рисунок,
­ удерживать интонацию на высоком звуке
Упражнение:
­ в чистом интонировании мелодии поступенно вверх и вниз,
­ в точном интонировании трезвучий,
­ в пении легким звуком в оживленном темпе
Отчетный концерт.
Раздел 3. Песенное творчество.
Практика:
­ знакомство с различными музыкальными жанрами,
­ стимулирование и развитие песенных импровизаций у детей,
­ освоение навыка самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст,
­ формирование творческой самостоятельности, накопление и использование музыкального опыта
Отчетный концерт.
Раздел 4. Певческая установка.
Практика:
­ освоение вокально-певческой постановки корпуса,
­ освоение навыка правильно брать дыхание, дышать через нос,
­ развитие ладотонального слуха,
­ развитие мышц голосового аппарата
Отчетный концерт.
Раздел 5. Певческие навыки.
10

Практика:
Освоение навыка:
­ петь песню под фонограмму точно интонируя мелодию,
­ начинать пение после вступления самостоятельно с музыкальным сопровождением,
­ передавать веселый характер песни, правильно пропевать гласные в словах,
­ точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок песни, брать дыхание между короткими музыкальными фразами,
­ петь в ансамбле, одновременно начинать и заканчивать песню,
­ добиваться чистого интонирования мелодии,
­ брать дыхание между музыкальными фразами
­ петь выразительно, осмысливая характер песен, их содержание
­ петь, передавая характер песни в целом, а также мену темпа в запеве и припеве
Отчетный концерт.
4 модуль (дети 6-7 лет)
Раздел 1. Диагностика вводная и заключительная
Практика: выполнение диагностических заданий, подготовка и участие в отчетном концерте.
Раздел 2. Развитие музыкального слуха и голоса.
Практика
Освоение навыка:
­ точного интонирования несложной мелодии, построенной в постепенном движении звуков вверх и вниз,
­ точного интонирования секунды, малой терции и чистой кварты вверх с музыкальным сопровождением
­ петь длинные и короткие звуки
­ петь кластер
­ точного интонирования большой терции вниз
­ брать дыхание между короткими музыкальными фразами
­ развивать мышцы голосового аппарата
­ удерживать интонацию на повторяющихся звуках
­ различать и самостоятельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки
Упражнение:
­ в чистом интонировании мелодии поступенно вверх и вниз,
­ в точном интонировании трезвучий,
­ в умении различать высокие и низкие звуки в пределах терции
11

­ в расширении диапазона детского голоса, способствовать выравниванию его звучания при переходе от низких звуков к высоким
и наоборот
Отчетный концерт.
Раздел 3. Песенное творчество.
Практика:
­ знакомство с различными музыкальными жанрами, формами вокальной музыки
­ развитие песенных импровизаций
­ освоение навыка импровизировать песенные фразы
­ освоение навыка самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст
­ развитие творческой самостоятельности, накопление и использование музыкального опыта
Отчетный концерт.
Раздел 4. Певческая установка.
Практика:
­ освоение вокально-певческой постановки корпуса,
­ освоение навыка правильно брать дыхание дышать через нос без напряжения, спокойно
­ закреплять умение сохранять правильную осанку во время пения
­ упражнение в четкой дикции
Отчетный концерт.
Раздел 5. Певческие навыки.
Практика:
Освоение навыка:
­ петь песню под фонограмму точно интонируя мелодию,
­ петь естественным голосом, без напряжения, чистым звуком
­ петь под фонограмму, точно интонируя мелодию
­ начинать пение после вступления самостоятельно с музыкальным сопровождением
­ четко и ясно произносить слова песни
­ передавать веселый характер песни, правильно пропевать гласные в словах
­ точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок песни
­ петь в ансамбле, одновременно начинать и заканчивать песню
­ петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни
Отчетный концерт.
12

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.
Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь с хором и без него, удерживать дыхание
до конца фразы, чисто интонировать мелодию в постепенном движении вверх на квинту и на кварту.
2.
Дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; могут усваивать ритмический рисунок, движение
мелодии, играть слаженно.
3.
Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к
воспроизведению музыкального произведения на музыкальных инструментах и к пению.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение / информационное обеспечение / методическое обеспечение:
1. Сборник музыкально-дидактических игр
2. Комплекс дыхательной гимнастики Чарели
3. Сборник пальчиковых гимнастик .
4. Сборник артикуляционных гимнастик.
5. Сборники песен, попевок.
6. ЭОРы по развитию музыкальных навыков.
7. Музыкальный центр
8. CD-диски с фонограммами.
9. Ноутбук с колонками.
10. Фортепиано
11. Детские музыкальные инструменты
Кадровое обеспечение: педагог – Хакимова Светлана Владимировна, средне профессиональное образование, высшая
квалификационная категория
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ / КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Вводный и заключительный мониторинг осуществляется посредством проведения диагностических упражнений,
результаты которых фиксируются в следующей карте:
13

№
п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

1.
2.

Качественное исполнение знакомых песен.
Наличие певческого слуха,

3.

вокально-слуховой
координации
Умение импровизировать

4.

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз,
квинту и сексту

5.

Навыки выразительной дикции

Оценка
0

н

с

в

0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Абелян Л.М.Как Рыжик научился петь, М. «Советский композитор», 1989 г.
Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская
НОТА», С-Пб, 2010.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.
Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение,
2004г.
Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.
Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.
14

11.
12.
13.
14.

Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г
Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. Просвещение, 1984г
Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.
Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».