Пластилинография

Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………

3

Учебный план …………………………………………………………………………………………………………...

7

Содержание программы
1 год обучения (дети 3-4 лет) ……………………………………………………………………………………

9

2 год обучения (дети 4-5 лет) ……………………………………………………………………………………

16

3 год обучения (дети 5-6 лет) ……………………………………………………………………………………

24

4 год обучения (дети 6-7 лет) ……………………………………………………………………………………

34

Методическое и материально-техническое обеспечение...…………………………………………………………...

45

Список литературы ……………………………………………………………………………………………………..

45

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы:
- по содержанию - художественная;
- по функциональному назначению – общеразвивающая;
- по форме организации – групповая;
- по времени реализации – 4-хгодичная.
Вид программы: авторская
Актуальность программы.
Изобразительная деятельность занимает особое место в ряду других занятий детей дошкольного возраста. Это один из первых
видов деятельности, где появляется реальный творческий продукт. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего
развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения
рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в
формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг,
необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык,
письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует
использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а
также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Педагогическая целесообразность.
Из года в год диагностика показывает, что у детей слабо развита мелкая моторика рук. Для решения проблемы разработана
данная программа, которая обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и
психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает
систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же
развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации,
3

сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более
согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как
письмо.
Этому
всему
способствует
хорошая
мышечная
нагрузка
пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция
предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы
занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению
с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.)
Цель: всестороннее развитие ребенка посредством пластилинографии.
Программа предусматривает реализацию образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Образовательные задачи:
•
Создавать простейшие формы (шар и цилиндр) и видоизменять их -преобразовывать в иные формы( шар сплющивать в
диск, цилиндр замыкать в кольцо, создавать при этом выразительные образы( мячики, яблоки..)
•
Знакомить детей с анималистическим жанром живописи посредством пластилинографии. Способствовать творческому
умению наносить рельефный рисунок с помощью подручного материала (стека, стержень, зубочистки)
Развивающие задачи:
• Синхронизировать работу обеих рук. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Координировать работу глаз и рук
(формировать зрительный контроль за движениями своих рук); соизмерять нажим на комок пластилина.
• Развивать творческое и композиционное восприятие, цветовосприятие.
Воспитательные задачи
• Воспитывать интерес к работе пластилином на горизонтальной поверхности.
• Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
4

•

•
•
•
•
•
•

•

Воспитывать желание доставить радость окружающим своей работой.

Отличительные особенности данной программы.
Развитие детей посредством нетрадиционной формы работы с пластилином – пластилинографии.
Практические занятия способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские модели
В работе с детьми используется объяснительно-иллюстративные, наглядные, практические и словесные методы, которые
помогают в наиболее полной мере детям осваивать материал.
Несмотря на групповую форму организации занятий, большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми.
Индивидуальный подход к каждому ребенку, учет индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей, поощрение
детский инициативы.
Программа предполагает возможность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их
индивидуальных особенностей и особенностей психофизического развития при условии отсутствия медицинских
противопоказаний.
Содержание программы учитывает интересы и мнения детей и родителей (законных представителей) воспитанников.
Возраст детей: программа предназначена для детей от 3-х до 7-ми лет
Срок реализации программы: 4 года.
Формы занятий:
• По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, индивидуальная, групповая.
• По особенности коммуникативного взаимодействия педагога и детей: беседа, творческая работа, мастер-класс, выставка.
• По дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по углублению знаний и закреплению навыков,
комбинированная форма занятий.

Режим занятий:
Группа
Кол-во

занятий

в Кол-во

недель Общее
5

кол-во Продолжительность

Кол-во

человек

в

Дети 3-4 лет
Дети 4-5 лет
Дети 5-6 лет
Дети 6-7 лет

неделю
1
1
2
2

занятий
36
36
36
36

занятий
36
36
72
72

занятия
15
20
25
30

группе
до 18
до 18
до 18
до 18

Структура занятия:
1. Развитие интереса у детей к предстоящей работе, сосредоточение их внимания на изучаемом материале.
2. Ознакомление с новым материалом;
3. Повторение пройденного;
4. Работа над техническими навыками;
5. Физкультминутка.
6. Подведение итогов работы.
7. Создание мини-выставки
Ожидаемые результаты освоения программы:
Ребенок:
• Знает основные приемы пластилинографии: надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, примазывание.
• Умеет использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, семечки и т.д.)
• Знает правила работы с пластилином.
• Умеет доводить дело до конца.
• Знает правильную постановку пальца.
• Умеет самостоятельно выбирать рисунок для работы.
• Знает последовательность выполнения действий.
• Умеет работать на ограниченном пространстве.
• Умеет использовать несколько цветов пластилина.
6

Способы проверки результатов освоения программы:
•
•
•

Опрос. Проходит на занятиях, педагог выясняет знания детей, как их надо расширить.
Наблюдение. На занятиях педагог наблюдает за детьми, за ходом их работы, выясняет, какие навыки сформированы, что
создает трудности, планирует индивидуальную работу с конкретными детьми.
Анализ результатов деятельности. Педагог выясняет точность выполнения задания, какие ошибки были допущены,
объясняет и показывает, как можно их исправить, планирует дальнейшую работу с конкретным ребенком.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дети 3-4 лет
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Раздел

Количество академических часов
Всего
Теория
Практика
3
0
3
4
0
4
9
0
9
15
0
15
5
0
5
36
0
36

Мониторинг: вводный и заключительный
Растительный мир
Рукотворный мир
Животный мир
Природные явления
Итого:
Дети 4-5 лет

№ п/п
1.
2.

Раздел

Количество академических часов
Всего
Теория
Практика
2
0
2
8
0
8

Мониторинг: вводный и заключительный
Растительный мир
7

3.
4.
5.

Рукотворный мир
Животный мир
Природные явления
Итого:

6
14
6
36

0
0
0
0

6
14
6
36

Дети 5-6 лет
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Раздел

Количество академических часов
Всего
Теория
Практика
5
0
5
14
0
14
18
0
18
25
0
25
10
0
10
72
0
72

Мониторинг: вводный и заключительный
Растительный мир
Рукотворный мир
Животный мир
Природные явления
Итого:
Дети 6-7 лет

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Раздел

Количество академических часов
Всего
Теория
Практика
5
0
5
17
0
17
17
0
17
17
0
17
16
0
16
72
0
72

Мониторинг: вводный и заключительный
Растительный мир
Рукотворный мир
Животный мир
Природные явления
Итого:

8

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1год обучения (дети 3-4 лет)
Месяц

Неделя

Раздел

Тема

Цель, содержание деятельности

Вводная диагностика «Что умеют наши
ручки?»

Выявить умения и навыки детей в
работе с пластилином.

Сентябрь

1 неделя
2 неделя

Растительный мир

«Созрели яблоки в
саду»

1.Учить детей отщипывать небольшие
кусочки пластилина и скатывать
маленькие шарики круговыми
движениями пальцев.
2.Закрепить умение расплющивать
шарики на всей поверхности силуэта
(кроны дерева).

Рукотворный мир

«Бусы для Люси»

1.Закрепить умение детей лепить
предмет, состоящий из нескольких
частей, располагать элементы
(бусинки) близко друг к другу, в

3 неделя

Октя
брь

4 неделя
1 неделя

9

Методическое и
материальнотехническое обеспечение
*пластилин разных
цветов;
*доска для лепки;
*салфетка для рук.
*плотный картон с
силуэтом дерева, размер
½ А 4;
*пластилин красного или
жёлтого цвета;
*яблоки для
рассматривания;
*салфетка для рук.
*плотный картон с
контуром нитки для бус,
размер ½ А4;
*пластилин жёлтого и

Природные явления

«Звёздное небо»

Природные явления

«Солнышко
проснулось, деткам
улыбнулось»

2 неделя

3 неделя

определённом порядке, чередуя их по
цвету.
2.Совершенствовать умение
скатывать из пластилина колбаску
прямыми движениями, делить её на
мелкие равные части при помощи
стеки.
3.Уточнить знание детей о круглой
форме предметов, закрепить умение
лепить шарики малого размера,
скатывая их кругообразным
движением пальцев руки.
1.Учить детей передавать образ
звёздного неба посредством
пластилинографии.
2.Закрепить навыки работы с
пластилином: раскатывание комочка
прямым движением, сгибание в дугу,
сплющивание концов предмета.
3.Научить детей делить готовую
форму на мелкие части при помощи
стеки и скатывать из них шарики
кругообразным движением на
плоскости .
1.Учить передавать образ солнышка,
совершенствуя умения детей
скатывать кусочек пластилина между
ладонями, придавая ему
шарообразную форму.
10

красного цветов;
*стека;
*салфетка для рук;
*доска для лепки;
*разные бусы для
образца.

*Плотный картон чёрного
(тёмно-синего или
фиолетового) цвета,
размер ½ А 4;
*Пластилин жёлтого,
белого цветов;
*Стека;
*Салфетка для рук;
*Доска для лепки.

*плотный картон
голубого (синего) цвета с
силуэтами пчелы, птички,
зайца, петуха, размер ½ А
4;

2. Учить приёму сплющивания
шарика на горизонтальной
поверхности для получения плоского
изображения исходной формы.
3.Упражнять в раскатывании
комочков пластилина между
ладонями прямыми движениями
обеих рук.

4 неделя

Рукотворный мир

«Клубочки для
котенка»

Рукотворный мир

«Воздушные
шары»

Ноябрь

1 неделя

2 неделя
3 неделя

4 неделя

*пластилин жёлтого,
красного, оранжевого
цветов;
*салфетка для рук;
*доска для лепки;
*персонажи к сказке
«Утренние лучи» К.
Ушинского для
фланелеграфа.
1.Упражнять в раскатывании
* плотный картон с
пластилина между ладонями прямыми силуэтом котёнка, размер
движениями, раскатывать пальцами
½ А 4;
обеих рук на поверхности стола для
*пластилин ярких цветов;
придания предмету необходимой
*салфетка для рук;
длины.
*доска для лепки;
2.Учить детей приёму сворачивания
Картина «Кошка с
длинной колбаски по спирали.
котятами» из серии
3.Развивать мелкую моторику рук.
«Домашние животные»
1.Закрепить умение раскатывать
*картон с нарисованными
комочки пластилина кругообразными контурами разноцветных
движениями.
ниточек для шариков,
2.Научить преобразовывать
размер 1/2А4;
шарообразную форму в овальную
*пластилин красного,
прямыми движениями ладоней.
синего, зелёного цветов;
3.Научить прикреплять готовую
*воздушный шар
форму на плоскость путём
красного цвета для
равномерного расплющивания по
организации игровой
поверхности основы.
ситуации;
*салфетка для рук;
11

1 неделя

Животный мир

Декабрь

2 неделя

3 неделя

Январь

4 неделя

1 неделя
2 неделя
3 неделя

Животный мир

«Улитка, улитка
выпусти рога»

1.Упражнять детей в раскатывании
кусочков пластилина между ладонями
прямыми движениями обеих рук.
2.Учить лепить улитку путём
сворачивания колбаски по спирали.
3.Дополнять объект необходимыми
деталями для выразительности образа
(рожки, хвостик), используя знакомые
приёмы лепки: оттягивание,
сплющивание, делать стекой надрезы.
«Мышка – норушка 1. Учить изображать с помощью
и золотое яичко»
пластилина сказочных героев.
2. Научить преобразовывать
шарообразную форму в овальную
прямыми движениями рук.
3. Закреплять умение передавать
характер формы, используя
знакомые способы лепки:
раскатывание, оттягивание деталей
предмета, сплющивание.
4. Развивать сюжетно-игровой
замысел.
«Вышла курочка
1.Учить детей составлять
гулять, а за ней
изображение целого объекта из
цыплятки»
частей, одинаковых по форме, но
разных по величине.
2.Закрепить приёмы раскатывания
12

*доска для лепки.
*плотный картон с
силуэтом листочка,
размер ½ А 4;
*пластилин чёрного и
коричневого цветов;
*салфетка для рук;
*стека;
*иллюстрации с
изображением улитки
(или улитка-игрушка).
* плотный картон
светлого тона, размер 1/2
А4;
*пластилин серого,
желтого, белого цветов;
*2 горошины черного
перца;
*салфетка для рук;
*доска для лепки; *стека;
*2 веревочки (ленточки)
для игры; *шапочка кота
*плотный картон
зеленого цвета с силуэтом
курицы, размер 1/2 А4;v
*пластилин желтого и
красного цветов;

4 неделя
1 неделя

Животный мир

«Мишка –
косолапый»

Рукотворный мир

«Самолёт летит»

Февраль

2 неделя

3 неделя

4 неделя

пластилина между ладонями
круговыми и прямыми движениями.
3.Закрепить умение детей равномерно
расплющивать готовые формы на
основе для получения плоского
изображения, изменяя положение
частей тела (цыплёнок гуляет,
цыплёнок клюёт).
4.Учить составлять композицию из
нескольких предметов, свободно
располагая их на листе.
1.Совершенствовать навыки и приёмы
работы с пластилином, умение
правильно компоновать композицию
на листе картона.
2.Упражнять в раскатывании шариков
между ладонями круговыми
движениями.
3.Воспитывать аккуратность,
усидчивость.
1.Закрепить умение детей делить
брусок пластилина на глаз на две
равные части, раскатывать его
прямыми движениями ладоней.
2.Учить составлять на плоскости
предмет, состоящий из нескольких
частей, добиваться точной передачи
формы предмета, его строения,
13

*салфетка для рук;
*доска для лепки;
*2 горошины черного
перца;
*стека;
*иллюстрация с
изображением курицы с
цыплятами

*пластилин коричневого
цвета; *салфетка для рук;
*доска для лепки;
*2 горошины черного
перца;
*стека;
*иллюстрация с
изображением
медвежонка (или игрушка
медведя).
*плотный картон синего
(голубого) цвета с
силуэтами облаков,
солнца, размер ½ А 4;
*пластилин серого и
жёлтого цветов;
*салфетка для рук;
*доска для лепки;

Март

1 неделя

«Мы делили
апельсин»

Животный мир

«Утка с утятами»

2 неделя

3 неделя
4 неделя
Апрел
ь

Растительный мир

1 неделя

(окошками-иллюминаторами),
используя знакомые приёмы работы:
раскатывание, сплющивание.
3.Дополнять изображение
характерными деталями.

*стека;
*иллюстрация с
изображением самолёта
или самолёт-игрушка

1. Продолжать учить детей
передавать в работе форму,
строение, характерные части
известных им фруктов.
2. Закреплять умение раскатывать
пластилин между ладонями
прямыми и округлыми движениями,
оттягивать пальцами нужные части
предметов.
3. Учить использовать в работе
дополнительные предметы для
передачи характерных признаков
объектов.
4. Воспитывать навыки аккуратного
обращения с пластилином.

*плотный картон с
силуэтом вазы, размер 1/2
А4;
*пластилин желтого и
оранжевого цветов;
*стержень отработанной
шариковой ручки;
*салфетка для рук;
*доска для лепки;
*коробка — посылка с
фруктами: апельсином,
бананами и вложенным
письмом для создания
игровой ситуации;
*муляжи или натуральные
фрукты: яблоко, слива,
груша

1. Учить анализировать строение
предмета, форму и размер отдельных
его частей.
2. Закрепить умение преобразовывать
шарообразную форму в овальную.
14

*плотный картон синего
(голубого) цвета с
силуэтом плавающей
утки, размер 1/2 А4;
*пластилин желтого и

2 неделя

Животный мир

«Черепаха»

3 неделя

4 неделя
Май

1 неделя
2 неделя

Природные явления

«Радуга – дуга»

3. Продолжать осваивать некоторые
операции: выгибать готовую форму в
дугу, оттягивать части и придавать им
нужную форму (хвост утенка).
4. Развивать чувство формы и
композиции.

красного цветов;
*2 горошины черного
перца;
*салфетка для рук; *доска
для лепки; *стека;
*утенок-игрушка

1. Вызвать интерес к представителям
животного мира, рассказать об
особенностях внешнего вида, образе
жизни черепахи.
2. Закрепить умения и навыки
работы с пластилином: раскатывание
частей предмета круговыми и
прямыми движениями, соединение
отдельных частей в единое целое,
сплющивание, нанесение рельефного
рисунка с помощью стеки.
3. Учить изображать предмет,
передавая сходство с реальным
предметом.
4. Воспитывать бережное отношение
к живым существам.

* плотный картон желтого
цвета, размер 1/2 А4;
*пластилин коричневого и
зеленого цветов;
*салфетка для рук;
*доска для лепки; *стека;
*живая черепаха (или
игрушка);
*палочка или карандаш

1.Упражнять детей в раскатывании
колбасок разного цвета примерно
одной толщины, разной длины
прямыми движениями обеих рук.
2. Учить детей изображать
15

*плотный картон синего
цвета с изображением
солнышка, облака с
дождем, с контуром дуги,
размер 1/2 А4;

дугообразную форму радуги и
порядок цветов в ней.
3. Продолжать учить использовать
стеку для отрезания лишних концов
при укладывании радужных полос.
4. Развивать чувство прекрасного
(красивая разноцветная радуга).

3 неделя

Заключительная
диагностика

По замыслу.

4 неделя

1.Освоение передачи простейших
образов предметов, явлений
окружающего мира посредством
пластилинографии.
2.Освоение основных приемов
пластилинографии
(надавливание, размазывание,
отщипывание, вдавливание).
3.Формировать устойчивый интерес к
художественной лепке.

*пластилин красного,
оранжевого, желтого,
зеленого, голубого,
синего, фиолетового
цветов;
*салфетка для рук;
*доска для лепки; *стека;
*иллюстрация с
изображением радуг.
*пластилин разных
цветов;
*доска для лепки;
*салфетка для рук.

2 год обучения (дети 4-5 лет)

Сентяб
рь

Месяц

Неделя

1 неделя

Раздел
Вводный
мониторинг
.

Тема

Цель, содержание деятельности

Вводное занятие
«Это чудо
пластилин»

Познакомить детей с необычными
способами создания художественных
образов с использованием
пластилина.
16

Методическое и
материальнотехническое обеспечение
Картины выполненные в
технике пластилиновой
живописи.
Презентация по правилам

Природные явления

«Солнышко
лучистое»

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Природные явления

«Золотая осень»

Знакомство детей с новой техникойпластилинография.
Инструктаж по технике безопасности
по использованию инструментов
подручного материала
Ознакомить детей с техникой
пластилинографии.
Учить передавать образ солнышка,
совершенствуя умения детей
скатывать кусочек пластилина между
ладонями, придавая ему
шарообразную форму. Учить приему
сплющивания шарика на
горизонтальной поверхности для
получения плоского изображения
исходной формы. Упражнять в
раскатывании комочков пластилина
между ладонями прямыми
движениями обеих рук. Развивать
мелкую моторику рук. Воспитывать
самостоятельность.
Развивать мелкую моторику рук.
Учить детей приему «вливание
одного цвета в другой».
Закреплять знания детей о колорите
осени, полученные в процессе
наблюдений за природой в осенний
период времени; закреплять умения
детей в работе с пластилином на
плоскости. Закрепить знания об
оранжевом, жёлтом и красном цвете.
17

безопасного
использования
инструментов и
подручного материала.
Цветной картон,
пластилин, доска для
пластилина, салфетки для
рук.

Цветной картон,
пластилин, салфетки для
рук.

1 неделя

Растительный мир

Октябрь

2 неделя

3 неделя

Растительный мир
Природные явления

4 неделя

Ноябрь

Животный мир

1 неделя

2 неделя

Животный мир

Воспитывать чувство любви к
красоте родной природы.
«Гроздь рябины»
Развивать у детей эстетическое
восприятие природы и учить
передавать посредством
пластилинографии изображение.
Учить детей отщипывать небольшие
кусочки пластилина и скатывать
маленькие шарики круговыми
движениями пальцев, выкладывать из
тонких колбасок силуэт грозди
рябины и сложный листик.
Воспитывать самостоятельность.
«Грибы-грибочки Развивать умение находить связи
выросли в лесочки» между формами настоящих и
изображаемых грибов, передавать их
природные особенности, цвет.
Формировать у детей обобщенное
понятие о грибах. Воспитывать
самостоятельность.
«Колючий ежик»
Развивать формовосприятие, мелкую
моторику рук.
Расширять познания детей о диких
животных.
Закрепить умение детей работать с
пластилином, использовать его
свойства при раскатывании,
расплющивании поверхностей в
создаваемых предметах.
«Цыпленок»
Развивать мелкую моторику рук.
Закрепить технику создания
18

Цветной картон,
пластилин, салфетки для
рук.

Картон, пластилин,
салфетки для рук.

Цветной картон,
пластилин, доска для
пластилина, салфетки для
рук.

Цветной картон,
пластилин, доска для

3 неделя

Животный мир

«Барашек»

Рукотворный мир

«Дом для трех
поросят»

4 неделя

Декабрь

1 неделя
Животный мир
2 неделя

изображения на плоскости в
полуобъеме при помощи пластилина;
учить детей создавать целостность
объекта из отдельных деталей,
используя имеющиеся навыки:
придавливания деталей к основе,
примазывания, приглаживания границ
соединения. Воспитывать
аккуратность,
самостоятельность.
Развивать моторику пальцев рук.
Закрепить и расширить
представления детей о
домашних животных, об
особенностях их внешнего облика.
Познакомить с новым приёмом в
лепке – элементом «жгутики».
Учить достигать выразительности
через более точную передачу формы,
цвета. Воспитывать аккуратность,
самостоятельность.
Развивать моторику пальцев рук.
Закрепить и расширить
представления детей о профессиях
(строитель), об особенностях их
внешнего облика.
Продолжать знакомить с новым
приёмом в лепке – элементом
«жгутики».
Воспитывать аккуратность,
самостоятельность.
19

пластилина, салфетки для
рук.

Картон, пластилин, доска
для пластилина, салфетки
для рук.

Картон, пластилин,
салфетки для рук.

Растительный мир
3 неделя

«Елочкакрасавица»

Природные явления
4 неделя

Январь

1 неделя
2 неделя

«Золотая рыбка»

Животный мир

«Снегири снегирики»

Рукотворный мир

«Подарок для
папы»

3 неделя

4 неделя

Февраль

Животный мир

1 неделя

2 неделя
3 неделя

Учить передавать образ зимнего
дерева посредством
пластилинографии.
Познакомить с новыми приемами
лепки – элементом «валик».
Развивать у детей эстетическое
восприятие зимней природы,
образное и пространственное
восприятия.
Учить детей создавать выразительный
образ в работе.
Учить передавать характерные
особенности строения рыбки. Обучать
приему «скатывания»
кругообразными движениями.
Стимулировать активную работу
пальчиков.
Развивать цветовосприятие.
Расширить представления детей о
зимующих птицах, условиях их
обитания.
Научить изображать снегирей,
передавать особенности внешнего
облика.
Закрепить приемы скатывания,
расплющивания, деления на части с
помощью стеки.
Воспитывать аккуратность,
самостоятельность.
Побуждать детей к изготовлению
подарков для близких. Учить
20

Картон, пластилин, стеки,
доска для пластилина,
салфетки для рук.

Картон, пластилин,
салфетки для рук.

Картон, пластилин, доска
для пластилина,стеки,
салфетки для рук.

Картон, пластилин, доска
для пластилина, стеки,

(открытка к 23
февраля)

Животный мир

«Божьи коровки на
цветочке»

Растительный мир

«Ваза с цветами»
(подарок для мамы
к
8 марта)

Растительный мир

«Полянка
подснежников»

4 неделя

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя
4 неделя

создавать на плоскости
полуобъемный объект сочетая разные
приемы и способы в техники.
Углублять и расширять знания о дне
защитника отечества. Учить выделять
схожие и простые детали – размер,
цвет, форма; и детали. Дать
представление о моделях военной
технике.
Учить использовать знания и
представления об особенностях
внешнего вида насекомых в своей
работе.
Вызвать интерес к окружающему
миру, формировать реалистические
представления о природе.
Учить создавать точный образ
цветов путем использования
разнообразных способов и метдов
лепки (раскатывание, сплющивание,
скатывание, отщипывание,
сворачивание в трубочку).
Развивать творческие способности,
усидчивость, аккуратность.
Воспитывать художественный вкус.
Формировать композиционные
навыки.
Развивать мелкую моторику
рук. Учить детей изображать
подснежник с помощью пластилина.
Учить создавать композицию из
21

салфетки для рук.

Картон, пластилин, доска
для пластилина, стеки,
шаблон цветка-ромашки,
шаблон божьей коровки,
салфетки для рук.
Картон, пластилин, доска
для пластилина,
стеки,салфетки для рук.

Картон, пластилин, доска
для пластилина, стеки,
салфетки для рук.

отдельных деталей, используя
имеющиеся умения и навыки работы
с пластилином – раскатывание,
сплющивание, сглаживание.
1 неделя
2 неделя

Рукотворный мир

«Ракета в звездном
небе»

Природные явления

«Весна-красна»

Апрель

3 неделя

4 неделя

Закрепить умение детей делить
брусок пластилина на глаз на две
равные части, раскатывать его
прямыми движениями ладоней. Учить
детей составлять на плоскости
предмет, состоящий из нескольких
частей, добиваться точной передачи
формы предмета, его строения,
частей. Дополнять изображение
характерными деталями (окошками –
иллюминаторами), используя
знакомые приемы работы:
раскатывание, сплющивание.
Продолжать формировать интерес
детей к работе пластилином на
горизонтальной плоскости.
Воспитывать самостоятельность.
Развивать у детей эстетическое
восприятие, любовь к природе,
желание передавать ее красоту в
своем творчестве. Способствовать
развитию у детей эстетического
восприятия окружающего мира,
научить замечать и любоваться
природными формами растений.
Напомнить детям свойства
22

Картон, пластилин, доска
для пластилина, салфетки
для рук.

Картон, пластилин, доска
для пластилина, салфетки
для рук.

1 неделя

Животный мир

Май

2 неделя

Животный мир
3 неделя

4 неделя

Заключительный

пластилина, закрепить приемы и
методы его использования:
отщипывание, раскатывание,
прикладывание, прижимание.
Воспитывать самостоятельность.
Развивать мелкую моторику рук.
«Подводный мир»
Обучение детей умению лепить
подводных жителей из пластилина на
плоскости.
Расширить представления детей об
аквариуме, о его обитателях.
Создавать образ рыбки путем
использования разнообразных
способов и методов в лепки
(раскатывание, сплющивание,
скатывание, отщипывание,
сворачивание в трубочку).
Учить пользоваться стекой для
нанесения узоров на плавники и
хвост.Развивать творческие
способности, усидчивость,
аккуратность, умение доводить
начатое до конца.
Воспитывать художественный вкус.
«Модная гусеница» Формировать интерес к
окружающему миру. Реалистические
представления о природе. Учить
использовать знания и представления
об особенностях внешнего вида
насекомого.
«Творю, что хочу» Оценить умения использовать в
23

Картон, пластилин, стеки,
доска для пластилина,
салфетки для рук, мелкие
камни.

Картон, пластилин, стеки,
салфетки для рук, глазки.

Белый картон, цветной

мониторинг

(самостоятельная творческой деятельности детей
деятельность детей) технического приёма –
пластилинографии, формировать
обобщённые способы работы
посредством пластилина.
Развивать творческое мышление,
поощрять инициативу и
самостоятельность детей в
построении композиций.

картон, пластилин, доска
для пластилина, стеки,
салфетки для рук.

3 год обучения (дети 5-6 лет)
Неделя

Раздел

Тема

Цель, содержание деятельности

Вводная диагностика

«Змейка»

Определить уровень знаний и умений
детей для осуществления
индивидуального подхода. Выявить
способности и интересы каждого
ребенка по его результативности для
их дальнейшего развития. Дети
изображают змейку. Педагог
фиксирует имеющие навыки в
диагностической карте.
Закрепить знания детей о домашних
птицах, их внешнем облике, повадках,
отработать технические приёмы
изображения птиц способом
пластилинографии.
Учить лепить объекты из отдельных

1 неделя
Сентябрь

Сентябрь

Месяц

Животный мир
2 неделя

« Петушок с
семьёй"

24

Методическое и
материальнотехническое обеспечение
Доска для лепки, салфетка
для рук, картон светлый,
покрытый скотчем
(формат А-5).

Доска для лепки, салфетка
для рук, зелёный картон,
покрытый скотчем
(формат А-5).

деталей, закреплять навыки работы с
пластилином на горизонтальной
поверхности, передавая полуобъёмное
изображение предметов. Лепка
петушка.
Развивать координацию движений рук,
мелкую моторику. Делать оперение
птицы, закрывая поверхность
изображения отдельными
фрагментами, имитирующими
настоящие перышки. Лепка курочки.
Подготовить детей к овладению
новым приемом работы с
пластилином: приемом неполного
примазывания пластилинового
шарика. Лепка цыплят.

3 неделя

Растительный мир

Ок
тя
бр
ь

4 неделя

1 неделя

Закреплять приём неполного
примазывания пластилинового
шарика.
« Яблоки поспели» Развивать у детей эстетическое
восприятие природы и учить
передавать посредством
пластилинографии изображение
фруктового дерева.
Ветки. Раскатывание тонких колбасок
из пластилина коричневого цвета и
выкладывание их по контуру
нарисованной ветки (основная).
Раскатывание тонких колбасок из
пластилина коричневого цвета и
25

Доска для лепки, салфетка
для рук, стека, цв. картон
с контурным рисунком
ветки, покрытый скотчем
(формат А-5).

выкладывание их по контуру
нарисованной ветки (боковые –
верхние и нижние).
Листики. Раскатывание толстых
колбасок из зелёного пластилина,
нарезание их стекой на равные части,
сплющивание.
Прорисовывание прожилок на
листочках.
Яблочки. Раскатывание одинаковых
шариков красного (жёлтого) цвета,
расположение яблочек на веточках
между листиками, слегка надавливая
на каждый шарик.

2 неделя

Растительный мир
3 неделя

4 неделя

«Чудо - плоды»

Использование приёма размазывание
пластилина(цветные бока яблочек).
Сформировать у детей обобщённое
представление об овощах: растут на
грядках, полезны людям, уточнить
способы их переработки.
Рисование контуров любых овощей в
пределах силуэта банки, начиная с
донышка располагать овощи друг над
другом до верха банки.
Раскатывание пластилина в форму,
которая напоминает изображаемый
овощ (помидор – шар красного цвета;
огурец – толстая зелёная колбаска со
сплющенными краями; морковка –
26

Доска для лепки, салфетка
для рук, стека, силуэт
банки из плотного картона
белого цвета, покрытый
скотчем ( формат А-5).

колбаска оранжевого цвета с
раскатанным острым кончиком и т.д.)
Выкладывание раскатанной формы в
центр нарисованного силуэта,
прижимая к основе.
Создание выразительного
изображения овощей (зелёные
чашелистики, черенки).
Лепка крышки для банки.

1 неделя

Ноябрь

2 неделя

Животный мир

«Разные коты»

Дополнить содержание банки
веточками укропа, чёрным перчиком,
лавровым листиком.
Прививать любовь и бережное
отношение к «братьям меньшим».
Знакомство с анималистическим
жанром посредством
пластилинографии.
Педагог предлагает детям изобразить
котят разной окраски и в
разнообразных позах: один гуляет,
другой охотится, третий спит.
Котёнок на охоте. Туловище.
Скатывание колбаски чёрного цвета,
выгнуть её дугой, расположить в
любом месте основы, сделать лапки и
коготки.
Голова. Скатывание небольшого
шарика и приклепление его в верхней
части дуги, расплющить, пальчиками
оттянуть ушки. Сделать мордочку
27

Доска для пластилина,
салфетка для рук, стека,
картон, покрытый скотчем
(формат А-4).

котёнку и хвост. Для этого котёнка
вылепить маленькую мышку.
Котёнок играет. Туловище – овал
серого цвета с вертикальными
полосками, выполненными стекой.
Голова – шарик, удлинённый с одной
стороны, мордочка, ушки, лапы.

3 неделя

Создание дополнительных элементов:
красный бантик, клубочек.
4 неделя

Декабрь

1 неделя

2 неделя

Животный мир

«Совушка»

Котёнок спит. Коврик –
расплющенный овал с окантовкой,
туловище – белый овал, голова –
шарик с заострёнными ушками.
Лепка хвоста и лапок с коготками.
Добавление орнамента на коврике с
помощью стеки.
Расширить представления детей о
лесной птице – сове, об особенностях
внешнего облика, образе жизни.
Голова.
Глаза.
Брови – щёточки.
Клюв.
Туловище.
Крылья.
Лапки.
Дополнение к общей композиции –
ель. Закреплять прием неполного
28

Доска для пластилина,
салфетка для рук, стека,
картон синего цвета,
покрытый скотчем
(формат А-5).

примазывания пластилинового
шарика при изготовлении ели.
Закреплять прием неполного
примазывания пластилинового
шарика при изготовлении ели.
Месяц.
Звёзды.
Закреплять умение детей наносить
мазки пластилином, тонким слоем не
выходя за контур при изготовлении
мелких деталей.

3 неделя

4 неделя

Январь

1 неделя

2 неделя

Животный мир

«Живые яблочки на Расширить представления детей о
веточках»
зимующих птицах, не улетающих
осенью в тёплые края, об условиях их
питания, о роли человека в жизни
птиц. Учить детей передавать свои
наблюдения за живой природой в
художественно – изобразительной
деятельности посредством
пластилинографии. Научить
изображать снегирей, передавать
особенности внешнего облика.
Веточки. Из пластилиновых колбасок
коричневого цвета выложить
основную ветку и отходящие боковые
веточки.
Снегирь. Туловище.
Крылья.
Закреплять умение детей изображать
снегиря, передавать характерные
29

Доска для лепки, салфетка
для рук, стека, картон
белого цвета, покрытый
скотчем А-5,
фотоиллюстрация со
снегирями.

3 неделя

4 неделя

Февраль

1 неделя

2 неделя

Природные явления

« Снеговик»

особенности внешнего облика(
строение туловища, форму головы,
крыльев, хвоста)
Дополнение в общую композицию –
снег на ветках.
Изготовление кистей рябины,
используя приемы пластилинографии.
Воспитывать эмоциональную
отзывчивость к событиям,
происходящим в жизни детей в
определённое время года. Осваивать
способ создания знакомого образа
посредством пластилина на
горизонтальной плоскости. Закреплять
навыки раскатывания, сплющивания.
Подготовка пластилинового фона.
Размазывание пластилина на картон,
изображая снежный покров внизу
картона.
Туловище снеговика.
Выкладывание яичной скорлупой
поверхность снеговика и снежную
полосу «земли» внизу картинки,
слегка вдавливая скорлупу в
пластилин.
Шапка – ведро. Метла.
Голова снеговика. Ёлочки, деревья.
Закреплять умение раскатывать
пластилин между ладонями прямыми
и округлыми движениями, оттягивать
пальцами нужные части предметов.
30

Доска для лепки, салфетка
для рук, стека, картон
фиолетового или синего
цвета, покрытый скотчем
А-4, белая яичная
скорлупа, игрушка
снеговик.

Рукотворный мир

3 неделя

4 неделя

Март

1 неделя

Рукотворный мир

Учить использовать в работе
дополнительные предметы
(зубочистка) для передачи
характерных признаков объектов.
«Весёлый клоун» Проявить интерес у детей к цирковому
искусству, уважение к необычной
профессии клоуна – веселить людей.
Учить выполнять изображение клоуна
в нетрадиционной технике исполнения
– пластилинографии.
Голова клоуна. Закреплять умение
раскатывать пластилин между
ладонями прямыми и округлыми
движениями
Лицо клоуна.
Шляпа клоуна. Бант. Изготовление
декоративных элементов на шляпе,
прорисовка мелких элементов стекой
(волосы ).
«Чебурашка»
Познакомить детей с
мультипликационным героем
Чебурашкой.
Голова Чебурашки.
Уши Чебурашки.
Туловище Чебурашки. Грудка.
Лапы Чебурашки. Проработка
мордочки Чебурашки. Закреплять
умение детей наносить мазки
пластилином, тонким слоем не выходя
за контур при изготовлении мелких
деталей.
31

Доска для лепки, салфетка
для рук, стека, картон
белого цвета, покрытый
скотчем А-5, иллюстрации
о цирке.

Доска для лепки, салфетка
для рук, стека, картон
белого цвета, покрытый
скотчем А-5, игрушка
Чебурашка для показа.

2 неделя

Рукотворный мир

«Натюрморт из
чайной посуды»

Рукотворный мир

«Теремок»

Растительный мир

«Подснежники»

3 неделя

4 неделя

Апрель

1 неделя

Формировать эстетическое отношение
к бытовым предметам и их
художественному изображению в
натюрморте. Учить детей передавать в
работе форму, строение, характерные
части известных предметов посуды.
Чайник. Основа.
Крышка, носик, ручка.
Чашка с блюдцем. Закреплять умение
раскатывать пластилин между
ладонями прямыми и округлыми
движениями, оттягивать пальцами
нужные части предметов.
Учить создавать сказочные здания,
передавая особенности их строения и
архитектуры, характерные детали.
Из колбасок слепить основание
теремка.
Большое окно и маленькие окошки.
Трубы. Забор. Деревца. Закреплять
способы работы в технике
пластилинография: раскатывание,
сплющивание, выполнение
дополнительных элементов.
Вызвать интерес к пробуждающейся
весенней природе, познакомить с
весенними изменениями, дать
представления о первоцветах.
Стебельки.
Крупные и мелкие листочки.
32

Доска для лепки, салфетка
для рук, стека, цветной
картон, покрытый скотчем
А-5, чайник и чайная пара.

Доска для лепки, салфетка
для рук, стека, цветной
картон, покрытый скотчем
А-5, иллюстрации с
изображением теремка.

Доска для лепки, салфетка
для рук, стека, цветной
картон, покрытый скотчем
А-5, иллюстрации с
изображением
подснежников.

2 неделя

Природные явления

«Космическое
путешествие»

Рукотворный мир

«Матрёшка»

3 неделя

4 неделя

Май

1 неделя

Цветы. Закреплять умение
раскатывать пластилин между
ладонями прямыми и округлыми
движениями, оттягивать пальцами
нужные части предметов. Учить
использовать в работе
дополнительные предметы
(зубочистка) для передачи
характерных признаков объектов.
Способствовать созданию композиции
из отдельных деталей.
Прорисовывание космических
объектов с помощью стеки.
Нанесение мазков пластилином
тонким слоем не выходя за контур при
изготовлении планет и звёзд.
Нанесение мазков пластилином
тонким слоем не выходя за контур при
изготовлении планет и звёзд.
Нанесение мазков пластилином
тонким слоем не выходя за контур при
изготовлении планет и звёзд.
Нанесение мазков пластилином
тонким слоем не выходя за контур при
изготовлении планет и звёзд.
Воспитывать интерес к народной
игрушке. Познакомить с историей
создания русской матрёшки. Учить
отражать характерные особенности
оформления матрёшки в
нетрадиционной технике –
33

Доска для лепки, салфетка
для рук, стека, чёрный
картон, покрытый скотчем
А-4, иллюстрации с
изображением космоса.

Доска для лепки, салфетка
для рук, стека, плотный
картон с силуэтом
матрёшки, покрытый
скотчем А-5.

2 неделя
3 неделя

Рукотворный мир

4 неделя

Заключительная
диагностика

«Удивительная
Дымка»

пластилинографии.
Лицо матрёшки. Закреплять умение
раскатывать пластилин между
ладонями прямыми и округлыми
движениями.
Туловище матрёшки.
Оформление платья и платка
матрёшки.
Познакомить с творчеством
дымковских мастеров, с
художественными традициями в
изготовлении игрушек.
Расписывание готового силуэта
пластилином, сочетая оформление
однородных по цвету частей с узором
в стиле дымковской росписи.

Доска для лепки, салфетка
для рук, стека, плотный
картон с силуэтом
дымковского коня
покрытый скотчем А-5.

4 год обучения (дети 6-7 лет)
Месяц

Неделя

Раздел

Тема

Цель, содержание деятельности

34

Методическое и
материально-техническое
обеспечение

Вводная
диагностика

«Яблоки поспели»

Определить уровень знаний и
умений детей для осуществления
индивидуального подхода. Выявить
способности и интересы каждого
ребенка по его результативности для
их дальнейшего развития. Дети
изображают знакомые им садовые
плоды. Педагог фиксирует имеющие
навыки в диагностической карте.

Лист картона, набор
пластилина, стека, доска
для лепки, салфетки для
рук.

Растительный мир

«Подсолнухи
цветут"

Подготовка пластилинового фона.
Размазывание пластилина на картон.
Подготовка пластилинового фона.
Размазывание пластилина на картон.
Развивать мелкую моторику пальцев
рук разными приемами работы с
изобразительным материаломпластилином. Изготовление стеблей
и листьев жгутиками.
Подготовить детей к овладению
новым приемом работы с
пластилином: приемом неполного
примазывания пластилинового
шарика. Изготовление цветка
подсолнуха.
Закреплять приём неполного
примазывания пластилинового

Лист картона, набор
пластилина, стека, доска
для лепки, салфетки для
рук.

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

35

Растительный мир

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

« Осенний
натюрморт»

шарика.
Подготовка пластилинового фона
Размазывание пластилина на картон.
Подготовка пластилинового фона
Размазывание пластилина на картон.
Закрепить знания детей о
натюрморте. Развивать у детей
чувство композиции, цвета – учить
располагать предметы на плоскости,
составлять композицию.
Прорисовывание грибов на
пластилиновом фоне с помощью
шаблонов.
Отрабатывать навыки работы с
пластилином: скатывать длинные
колбаски и делить их стекой на
равные части, перекручивать в
жгутики. Изготовление корзинки.
Отрабатывать навыки работы с
пластилином: скатывать длинные
колбаски и делить их стекой на
равные части, перекручивать в
жгутики. Изготовление ручки
корзинки.
Закреплять умение размазывать
пластилин по контуру, использовать
стеку для срезания лишнего
36

Лист картона с контуром
корзины, набор пластилина,
стека, доска для лепки,
салфетки для рук.

Животный мир

«Рыбка»

Рукотворный мир

«Богатырь»

4 неделя

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

пластилина при изготовлении грибов.
Подготовка пластилинового фона
Размазывание пластилина на картон.
Подготовка пластилинового фона
Размазывание пластилина на картон.
Закреплять прием работы с
пластилином: прием неполного
примазывания пластилинового
шарика при изготовлении рыбки.
Познакомить детей с приемом лепки
« глазок». Закреплять прием
неполного примазывания
пластилинового шарика.
Развивать мелкую моторику рук
Закреплять умение смешивать два
цвета пластилина при изготовлении
более светлого оттенка.
Отрабатывать навыки работы с
пластилином: прорисовывание из
пластилинового шарика водорослей,
камней.
Подготовка пластилинового фона.
Размазывание пластилина на картон.
Подготовка пластилинового фона
Размазывание пластилина на картон.
Совершенствовать умение детей в
нетрадиционной изобразительной
37

Лист картона, шаблоны
рыбок, набор пластилина,
стека, доска для лепки,
салфетки для рук.

Лист картона с контуром
богатыря, набор
пластилина, стека, доска
для лепки, салфетки для
рук.

4 неделя

Декабрь

1 неделя

2 неделя

Природные явления

технике – рисовании пластилином,
расширять знания о возможностях
данного материала, учить детей
наносить мазки пластилином, тонким
слоем не выходя за контур.
Закреплять прием неполного
примазывания пластилинового
шарика при изготовлении кольчуги
богатыря.
Закреплять прием неполного
примазывания пластилинового
шарика при изготовлении кольчуги
богатыря и приём «глазок» для
украшения щита.
Добиваться реализации
выразительного, яркого образа при
изготовлении мелких деталей,
дополняя работу элементами
бросового материала.
Развивать чувство цвета.
«Зимний пейзаж» Подготовка пластилинового фона.
Размазывание пластилина на картон.
Подготовка пластилинового фона.
Размазывание пластилина на картон.
Закрепить способы работы в технике
«пластилинография»: раскатывание,
сплющивание, выполнение
38

Лист картона, набор
пластилина, стека, доска
для лепки, салфетки для
рук.

3 неделя

4 неделя

Январь

1 неделя

2 неделя

Животный мир

дополнительных элементов при
изготовлении зимнего дерева и
сказочного домика.
Закреплять прием неполного
примазывания пластилинового
шарика при изготовлении ели.
Закреплять прием неполного
примазывания пластилинового
шарика при изготовлении ели.
Учить изображению фигуры
человека с помощью различных
приемов пластилинографии.
Прорисовывание мелких деталей при
помощи стеки.
Познакомить со способом лепки
бороды: скатывать длинные колбаски
и делить их стекой на равные частисосульки.
Закреплять умение детей наносить
мазки пластилином, тонким слоем не
выходя за контур при изготовлении
мелких деталей.
«Снегирь на ветке» Подготовка пластилинового фона.
Размазывание пластилина на картон
Подготовка пластилинового фона.
Размазывание пластилина на картон.
Закрепить способы работы в технике
39

Лист картона, набор
пластилина, стека, доска
для лепки, салфетки для
рук.

3 неделя

4 неделя

Февраль

1 неделя

Рукотворный мир

«пластилинография»: раскатывание,
сплющивание, выполнение
дополнительных элементов при
изготовлении зимней ветки рябины.
Изготовление кистей рябины,
используя приемы
пластилинографии.
Закреплять умение детей изображать
снегиря, передавать характерные
особенности внешнего облика(
строение туловища, форму головы,
крыльев, хвоста)
Закреплять умение детей наносить
мазки пластилином, тонким слоем не
выходя за контур при изготовлении
снегиря.
« Портрет папы»
Подготовка пластилинового фона.
Размазывание пластилина на картон
Подготовка пластилинового фона.
Размазывание пластилина на картон
Учить изображению портрета
человека с помощью различных
приемов пластилинографии.
Прорисовывание мелких деталей при
помощи стеки.
Закрепить знания детей о портрете.
Совершенствовать умение детей в
40

Лист картона, набор
пластилина, стека, доска
для лепки, салфетки для
рук.

2 неделя

Рукотворный мир
3 неделя

4 неделя

«Расписные
подносы»

нетрадиционной изобразительной
технике – рисовании пластилином,
расширять знания о возможностях
данного материала, учить детей
наносить мазки пластилином, тонким
слоем не выходя за контур.
Отрабатывать навыки работы с
пластилином: скатывать длинные
колбаски и делить их стекой на
равные части, перекручивать в
жгутики. Изготовление волос, усов,
бровей.
Подготовка пластилинового фона.
Размазывание пластилина на картон
Подготовка пластилинового фона.
Размазывание пластилина на картон.
Изготовление крупных цветов,
используя прием неполного
примазывания пластилинового
шарика.
Изготовление крупных цветов,
используя прием неполного
примазывания пластилинового
шарика.
Изготовление мелких цветов,
используя прием неполного
примазывания пластилинового
41

Лист картона, шаблоны
кругов разного размера,
набор пластилина, стека,
доска для лепки, салфетки
для рук.

1 неделя

Животный мир

Март

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Природные явления

шарика.
Изготовление декоративных
листочков, прорисовывая мелкие
элементы стекой.
«Петушок-золотой Подготовка пластилинового фона.
гребешок»
Размазывание пластилина на картон
Подготовка пластилинового фона.
Размазывание пластилина на картон
Подготовить детей к усвоению
новой темы: делать оперение птицы,
закрывая поверхность изображения
отдельными фрагментами,
имитирующими настоящие перышки.
Закреплять прием работы с
пластилином: прием неполного
примазывания пластилинового
шарика.
Закреплять прием работы с
пластилином: прием неполного
примазывания пластилинового
шарика.
Закреплять умение детей наносить
мазки пластилином, тонким слоем не
выходя за контур при изготовлении
мелких деталей.
«Мир космоса»
Подготовка пластилинового фона.
Размазывание пластилина на картон
42

Лист картона с контуром
фигуры-петушок , набор
пластилина, стека, доска
для лепки, салфетки для
рук.

Лист картона, набор
пластилина, стека, доска

1 неделя

Апрель

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Растительный мир

«Букет

Подготовка пластилинового фона.
Размазывание пластилина на картон.
Способствовать созданию
композиции из отдельных деталей,
использовать в работе возможности
пластичного материала.
Прорисовывание космических
объектов с помощью стеки.
Закреплять прием неполного
примазывания пластилинового
шарика при изготовлении ракеты.
Закреплять умение детей наносить
мазки пластилином, тонким слоем не
выходя за контур при изготовлении
планет и звёзд.
Учить изображению фигуры
человека с помощью различных
приемов пластилинографии.
Прорисовывание мелких деталей при
помощи стеки.
Закреплять прием мозаики из
шариков при изображении
космических объектов.
Закреплять прием мозаики из
шариков при изображении
космических объектов.
Подготовка пластилинового фона.
43

для лепки, салфетки для
рук.

Лист картона, набор

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

декоративных
цветов»

Размазывание пластилина на картон
Подготовка пластилинового фона.
Размазывание пластилина на картон
Учить составлять композицию из
цветов и листьев, ритмично
располагая их на горизонтальной
поверхности, сохраняя объем
элементов.
Закрепить умение пользоваться в
работе стекой: делить целое на части,
наносить штрихи при изготовлении
мака.
Отрабатывать навыки работы с
пластилином; скатывать,
расплющивать, защипывать и
сворачивать готовую форму по
спирали при изготовлении розы.
Учить достигать выразительности
создаваемого образа через точную
передачу формы, цвета, величины
элементов объекта (веточек,
листьев…) при изображении
ландыша.
Закреплять прием неполного
примазывания пластилинового
шарика при изготовлении ромашки.
44

пластилина, стека, доска
для лепки, салфетки для
рук.

4 неделя

Заключительная
диагностика

« Я леплю из
пластилина…»

Научиться самостоятельно решать
творческие задачи, выбирать рисунок
для работы; сформировать
личностное отношение к результатам
своей деятельности.

Лист картона, набор
пластилина, стека, доска
для лепки, салфетки для
рук.

МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Пластилин («Луч» производство Ярославль, «Гамма» производство Москва)
Набор стеков
Пластиковая доска
Скотч
Картон (белый и цветной)
Набор сюжетных картинок
Хлопчатобумажные салфетки
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография. Анималистическая живопись». – М.: Издательство «Скрипторий», 2007.
2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий» 2008.
3. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн-2» Поделки из бросового материала. – М.: Издательство «Скрипторий»2007.
45

4. Давыдова Г. Н. « Пластилинография. Цветочные мотивы». – М.: Издательство «Скрипторий»2007.
5. Новиковская О. А. « Ум на кончиках пальцев». – М.: Аст; СПб: Сова, 2006.
6. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. «Лепим из пластилина». – Ростов-на – Дону: Издательсво «Феникс», 2003.
7. Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Игры с пальчиками». – М.: ООО издательство Астрель: издательство Аст, 2004.
8. И. О. Шкицкая «Пластилиновые картины». Издательство Феникс. 2009
9. Иванова М. «Лепим из пластилина». Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007
10.
Лыкова Ирина. Серия «Мастерилка». Издательство: Мир книги. 2008
11.
Орен Р. «Лепка из пластилина: развиваем моторику рук». Издательство Махаон. 2010
12.
Е.А.Румянцева. «Простые поделки из пластилина». Серия: "Внимание: дети!" 2009
13.
Е.В. Чернова. «Пластилиновые картины». Издательство: Феникс. 2006
14.
Е. Данкевич, О. Жакова. «Лепим из пластилина»

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».